Согласно нашим исследованиям индекса Иванова (индекс потребительской уверенности, введенный в оборот в 2013 году Sberbank CIB), мы видим, что в последние 4 года средний класс в России уменьшился с 61% населения до 48%. Это говорит о том, что 16 млн человек мигрировали из среднего класса в класс ниже среднего.

Переход людей из одного класса в другой стал болезненным для непродовольственной розницы, поскольку, с одной стороны, уменьшились доходы этих людей, с другой — они стали тратить на еду больше в процентах от своих доходов.

Мы видим, что траты на одежду, товары для дома, на отпуск понизились очень сильно. Доля Ивановых, которые экономят на еде, достигла 70% на пике кризиса, сейчас она составляет 64%. Переключение на дешевый магазин, использование промо — наиболее популярные способы экономии.

Но позитивный момент в том, что эта миграция закончена и продолжаться не будет.

Что касается отношения потребителей к текущей экономике, то индекс потребительской уверенности в первом квартале этого года впервые поднялся до докризисного уровня. В тот момент у нас появилась иллюзия, что экономическая ситуация хорошая и продолжит оставаться хорошей, мы увидели позитивные ростки в макроэкономике и модели потребления, типичные для здорового покупателя, например, покупатели стали перетекать из дискаунтеров в гипермаркеты.

И мы сделали гипотезу, что страна переварила этот кризис, но не тут-то было. Второй квартал показал вновь падение индекса. Газеты это объясняют политической ситуацией, недовольством новыми идеями государства, но у нас такого однозначного ответа нет.

Наши респонденты говорят нам, что у них все плохо. Но на вопрос, что именно плохо, отвечают, что не знают, что именно плохо. Мы уточняем: плохо с безработицей? С инфляцией? Отвечают, что нет. То есть исследования показывают, что у народа в целом присутствует пессимизм, но чем он вызван, люди затрудняются ответить. Такой эмоциональный пессимизм уже присутствовал год назад, когда спустя 3 года люди съездили отдохнуть на майские праздники, а потом вернулись и поняли, что деньги закончились и все плохо.

Что касается потребительского поведения и ожидания, то оно довольно-таки стандартно для негативного экономического цикла. Никто по понятным причинам не экономит на ЖКХ, расходы на него растут в процентном соотношении от бюджета семьи, вынужденно растут траты и на еду, и соответственно, по остаточному принципу семьи вынуждены урезать остальные статьи расходов (одежда, рестораны, электроника), но с каждым кварталом число семей, которые экономят на этих статьях, уменьшается.

В целом предполагаем, что доходы вернутся к росту, и потребители перестанут экономить на неосновных статьях расходов, и для непродовольственной розницы есть даже больший потенциал, чем для еды.
Мы задавали вопрос нашим потребителям: если у вас появится дополнительная тысяча рублей, как вы ее потратите, и мы поняли из ответов респондентов, что потребление уже не будет таким, как раньше.

Люди не хотят тратить дополнительные доходы на еду, они либо намерены их сберегать (сбережения пошатнулись за последние 3 года), либо тратить на категории неосновных товаров. Сегодня потребитель тратит на еду 38% бюджета, а с учетом дополнительных доходов хочет тратить 17%.