Сегодня доля электронной торговли в общем обороте отечественного ретейла пока не превышает 5,5%, а в регионах на онлайн-торговлю и вовсе приходится порядка 1,5-2%. При этом e-commerce — самый быстрорастущий сегмент ретейла в России, ежегодно он растет на 20-30%, потенциал его развития в нашей стране очень большой.

Интернет-площадка Ozon растет в 3 раза быстрее рынка — в последние 1,5 года более чем на 80%. Сейчас мы ежедневно доставляем более 130 тыс. посылок, а в декабре (в высокий сезон) — более 280 тыс. заказов в сутки. Около 94% всех заказов клиенты получают вовремя — для рынка онлайн-торговли это достаточно высокий показатель, но не идеальный. Например, у Amazon, на который мы ориентируемся, он составляет 96% и в некоторые месяцы доходит до 98%. Это значит — нам есть куда расти.

Главным фактором, который сдерживает развитие российского рынка e-commerce, является недостаток логистической инфраструктуры. Только для того, чтобы обеспечить развитие онлайн-торговли в соответствии с быстрорастущим спросом, нужно в ближайшие годы создать около 1,5 млн м2 логистических мощностей. Мы осознаем эту необходимость, поэтому активно развиваем инфраструктуру логистики по всей стране. Например, в 2019 году мы расширили фулфилмент-центр в Твери на 15 тыс. м2, а также строим в Хоругвино самую инновационную фулфилмент-фабрику в России площадью порядка 120 тыс. м2, которая вместит 2,5 млн SKU и сможет ежедневно обрабатывать до 350 тыс. посылок благодаря новым технологиям сортировки.

Новый центр был спроектирован на основе анализа товарной матрицы: ассортимент там сортируется в зависимости от размера, веса и химических свойств. В декабре 2019 года Хоругвино уже обрабатывало порядка 70 тыс. заказов в сутки, а в течение 2020 года фабрика начнет работать в полную силу. Таким образом Ozon закроет порядка 10% от общей потребности российского рынка e-commerce в инфраструктурелогистики.

Также в связи с бурным развитием формата маркетплейсов сейчас происходит перестройка инфраструктуры для обслуживания продавцов. И регионы в этом смысле имеют наибольший потенциал. Поэтому крупные игроки e-commerce и логистические компании будут создавать там крупные центры. Мы, в частности, в ближайшие 1,5-2 года планируем открыть не менее пяти фулфилмент-фабрик в регионах, из которых самая удаленная будет расположена в Новосибирске.

Развитие нашей логистики идет в русле рыночных трендов. Я бы выделил три основных.

1

Роботы и люди

Сейчас много говорится о роботизации складов. Это, безусловно, актуальная тема, но у того же Amazon роботизировано только порядка 30% складов, хотя работу по автоматизации интернет-площадка начала еще в 2012 году. По факту многие роботы не в состоянии эффективно работать с предметами определенных форм и габаритов — робот не умеет собирать заказ, который состоит, например, из удочки и небольшой коробки печенья, а значит, мультикатегорийным игрокам пока сложно применять их на 100%. У Ozon, например, уже более 5 млн SKU — очевидно, что все эти товарные наименования разных размеров, цветов и фасонов, и, чтобы обучить машины качественно распознавать и обрабатывать такое количество заказов, потребуется немало времени и денег. Для примера, тот же Amazon не собирается роботизировать 100% своих складов, тем более что в ряде случаев человек работает качественнее машины. Сейчас на своих фулфилмент-фабриках Ozon использует автоматическую сортировку и автоматическую упаковку для части заказов. При этом мы смотрим на успешный опыт зарубежных игроков и сейчас, к примеру, прорабатываем ряд технологий, которые значительно повышают скорость и эффективность работы комплектовщиков, консолидаторов и сортировщиков.

2

Склады под заказчика

Ozon быстро развивается, поэтому при выборе партнеров на складском рынке для нас важны скорость и возможность build-to-suit (строительство склада под конкретные задачи и заказчика), когда подрядчик оборудует помещение, подстраиваясь под специфику рынка e-commerce и нашу мультикатегорийность. Вместе с быстрым ростом самой площадки растут и наши требования к складским мощностям — это касается и энергетической эффективности, и стандартов пожарной безопасности, и возможности более эффективно использовать объемы складских помещений. Также очевидно, что важный фактор для бизнеса — скорость доставки. Российский клиент, особенно в мегаполисах, хочет получить товар на следующий день, максимум через день. Поэтому сейчас при поиске мощностей под новые распределительные комплексы для нас очень важна физическая близость склада к городу — для нас это расстояние до 30 км. Наша задача на ближайшую перспективу — присутствовать в классических транзитных точках: Екатеринбурге, Казани, Петербурге, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону.

3

Партнеры большие и маленькие

Очевидно, что своими силами обеспечить инфраструктуру логистики по всей России сложно, поскольку это займет много времени и потребует огромных инвестиций. Быстрый рост инфраструктуры возможен только совместными усилиями e-commerce-игроков, логистических компаний, омниканальных ретейлеров, а также малого и среднего бизнеса в регионах. 

Один из примеров — наше сотрудничество с Х5 Retail Group. В прошлом году мы заключили с ними соглашение о стратегическом партнерстве. Оно предполагает установку 4 тыс. постаматов и открытие 2 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в ближайшие 2 года в магазинах «Пятерочка». Соглашение также предусматривает выдачу посылок Ozon на кассах магазинов «Пятерочка», через постаматы и ПВЗ партнеров дочерней структуры Х5 «ОМНИ» и использование логистического решения Х5 для доставки заказов Ozon до магазинов. 

Мы также сотрудничаем с компанией «Обувь России» и используем магазины сети как пункты выдачи заказов — сейчас точки выдачи есть в 117 локациях сети. В 2020 году мы планируем увеличить количество таких точек в регионах. 

Для того чтобы обеспечить доступность миллионов товаров для населения, в конце 2019 года мы запустили логистический маркетплейс. Он позволяет небольшим компаниям и предпринимателям в регионах открывать пункты выдачи заказов, развивать сеть постаматов, а также оказывать курьерские услуги для Ozon. 

В течение 2020 года мы планируем целиком перейти на работу по модели логистической платформы. Это означает, что большую часть заказов будут доставлять партнеры — предприятия малого и среднего бизнеса, которые благодаря этому смогут создать тысячи рабочих мест по всей стране. Подобный подход много лет успешно используют гиганты мирового e-commerce: сейчас свыше 80% заказов Amazon доставляется с участием партнеров, Alibaba на 100% использует партнерскую доставку. 

Такая модель позволит нам быстро масштабировать доставку в условиях активного роста нашей площадки и гибко управлять мощностями в пиковые моменты спроса, которые сегодня возникают почти каждый месяц. Она даст возможность запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших бизнесов логистики в стране, которые в свою очередь позволят рынку e-commerce расти еще быстрее. 

В январе у Ozon (без учета отделений «Почты России») было порядка 16,5 тыс. точек выдачи заказов по всей стране. Собственных — примерно половина. За 2019 год сеть доставки выросла в 3 раза.