Компания вкладывает в сотрудника средства, силы, время с расчетом на то, что в будущем работник окрепнет, станет профессионалом и вернет сделанные в него вложения качественным трудом. Вместо этого сотрудник уходит в компанию конкурентов или открывает свою.

Компании избегают каких-либо значимых вложений в сотрудников, чтобы в случае их ухода к конкурентам те не получили от этого никакой выгоды.

Сотрудники, устроившись на работу в компанию, продолжают размещать свои резюме на сайтах по поиску работы. Как только подворачивается предложение выгоднее, они быстро срываются с места.

Эти и многие подобные истории объединяет одна новомодная болезнь, прогрессирующая в обществе, — дефицит преданности. Если вы считаете, что бизнес является невинной жертвой этого недуга, то вы заблуждаетесь.


Здоровое общество — это в первую очередь общество созидателей, творцов, производителей, изобретателей, людей, одержимых развитием и совершенством. Успех в таком кругу измеряется количеством созданной пользы, объемом решенных проблем, повышением общей безопасности жизни, укреплением доверия. Именно этим можно оценить работу созидателя в социуме. С другой стороны, общество начинает хворать, когда в умах его членов доминирует вирус потребления, искажающий реальность так, что пораженные им становятся адептами культа потребления. Основной постулат этого культа — успех, который определяется способностью к большему, показушному и расточительному потреблению. Проверить правильность поставленных диагнозов двум ценностным концепциям общества просто.

В первом случае удовлетворяются потребности самоуважения и самодостаточности человека в результате его большой, сложной психической и интеллектуальной деятельности. Движущим стимулом при этом является высокий мотив — прогресс всего общества, развитие и желание дотянуться до горизонта. Кроме того, для того чтобы создать что-либо новое и полезное, требуется много времени на подготовительный этап. Необходим стратегический подход с неопределенным результатом. Желание должно быть большим, чем личная выгода, чтобы рискнуть и внедрить в свою жизнь такой длинный проект.

Во втором случае, так же как и в первом, удовлетворяется базовая потребность человека в признании, но посредством эксплуатации его примитивных физиологических механизмов: пассивного потребления при одновременном повышении своей значимости и ассоциации себя с потребляемыми товарами. Например, для того чтобы тебя считали человеком, придерживающимся спортивного образа жизни, что воспринимается очень современно и правильно, достаточно просто ходить в кроссовках. Значимость человеку придают не его достижения и уважение людей, заслуженное созидательным полезным трудом, а  демонстрация публике своей способности потреблять как можно более дорогие блага. В этот момент в обществе и происходит разрушение созидательной среды.

Возможность не быть, а казаться и при этом считаться успешным запускает культуру поощрения некомпетентности. Больше не надо тратить много времени и сил на тяжелую работу с неопределенным результатом, увидеть который возможно будет только в далеком будущем. Главное, окружить себя ценными предметами, приписать себе их качества и поверить в магию, несмотря на ее абсолютную абсурдность: тяжелая работа по самосовершенствованию больше не нужна.

Проблема общества потребления в том, что его идеология создает дефицит преданности. Потребление представляет собой более примитивную функцию деятельности человека, чем функция созидания, требующая огромных усилий мозга, поэтому в обществе потребления формируется значительное количество людей-иждивенцев. Это изнеженные и избалованные индивидуумы, не готовые лишать себя комфорта ради больших идей. Они лишены волевого потенциала, необходимого для преодоления трудностей, когда весь мир против тебя. Жажда получить результат скорее, нетерпение и раздражение являются симптомами, сигнализирующими о низкой преданности идее, делу, человеку. Напротив, готовность разбираться в мелочах, терпеть неудачу за неудачей и оставаться заинтересованным в продолжении работы — примеры преданности.

Это сказывается и на бизнесе. И наоборот, мировоззрение и действия руководителя в отношении своей компании и тех, кто в ней работает, влияют на общество. Я уверен, что преданность сотрудников в компании не появится, если:

1. У руководителя нет стратегического мировоззрения
Руководитель, не имеющий стратегии развития компании, подобен гальке на дне реки, которую поток воды подхватывает и кидает в разные стороны. Такие руководители не только не создают уважения к себе, но и выглядят устрашающими для коллег вследствие своей непредсказуемости и близкого горизонта планирования.

Для формирования преданности нужен стратегический подход, от которого бы веяло перспективой и широтой. Ощущение четкой перспективы появляется, когда руководитель демонстрирует преданность декларируемых принципов, от которых надо отказаться в ситуациях сиюминутной выгоды, а руководитель не отказывается.

 2. Отсутствуют доминирующие ценности
Чтобы компания и ее руководитель были как огромная глыба, которую не сдвинуть с места в отличие от легкой гальки, в компании должен существовать свод принципов, говорящих о том, какие методы работы и способы получения денег допустимы, а какие неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Для создания преданности крайне важно, чтобы свод правил или ценностей отстаивал более высокие выгоды, чем личный интерес руководителя или акционеров. Преданность руководителю или деньгам — это алчность наемников.

3. В компании нет чувства безопасности
Преданность рождается в среде доверия — к людям, системе, культуре. Мы доверяем, когда знаем правила игры, по которым функционирует социум, которому мы принадлежим. И не просто знаем правила, но и считаем их справедливыми в отношении нас. На восприятие справедливости работает единый закон для всех и такая же единая для всех система ответственности. Ответственность руководителя: не только построить среду справедливости, но и поддерживать ее, так как разнообразие и сложность жизни будут постоянно торпедировать и проверять ее на прочность.  

4. Нет развития
Многим из нас нужно ощущать прогресс. Это важная часть самоценности для личности человека. Для формирования преданности компания должна создавать условия для развития своих сотрудников. Правильным положение дел является, когда каждый сотрудник в отдельности чувствует, что он не стоит на месте, а также он видит, что и его коллеги, окружающие его, движутся вперед. Ощущение роста создает у человека ощущение ценности компании как источника этого роста, а развитие окружающих не дает почивать на лаврах и вдохновляет продолжать прикладывать усилия для собственного совершенствования.


Одним словом, воспитывайте в своих компаниях созидателей, а не потребителей. Для этого нужно перестать гнаться за легкими деньгами, создать значимый смысл существования своей компании, показывая системой поощрения, что признание может получить только тот, кто доводит до совершенства результат своего труда.

Другие материалы Виталия Антощенко можно прочитать здесь.