Современные онлайн-ретейлеры борются за клиента в том числе «улучшенными» изображениями товара. Новые форматы контента, которые очень популярны и привлекают все больше лидов, — фото 360 градусов и 3D.

Фото 360 градусов часто называют 3D, хотя на деле это совершенно разные вещи. Фото 360 градусов — это набор изображений, которые можно просматривать непрерывно на сайте как цикличное видео. А формат 3D подразумевает просмотр 3D-модели во всех плоскостях. Для этого на сайте должен присутствовать совершенно другой функционал. И хотя 3D-модель может стать источником красивых рендеров, это тяжелый файл, который не нужно использовать для большинства товаров. 

Разберемся, чем эти форматы отличаются друг от друга и когда их целесообразнее всего использовать.

Со всех сторон
Задача формата 360 градусов — показать пользователю товар так, как если бы он смотрел его в офлайн-магазине. То есть со всех сторон, наглядно демонстрируя при этом особенности вроде панели управления или элементов декора.

Изображение 360 градусов в 2019 году било все рекорды по популярности. Крупные онлайн-ретейлеры активно добавляли эту опцию на свои площадки. Например, эти форматы доступны для использования у «М.видео», Ozon и ЦУМа. Причина роста популярности проста: пользователи полюбили формат за возможность рассмотреть товар с разных сторон. В свою очередь, любовь пользователей вылилась в рост конверсии. (По нашим подсчетам, использование фото в формате 360 градусов в карточке товара увеличивает конверсию в среднем на 35%.)

Сделать изображение товара в формате 360 градусов можно несколькими способами. Вам понадобится специальное оборудование.

  • Использовать поворотную платформу. На нее устанавливается объект для фотосъемки. После чего платформа запускается, и фотограф снимает товар. Такие платформы можно купить в Интернете или взять в аренду. На платформе можно снимать как очень маленькие, например, украшения, так и среднего размера — бытовую технику или что-то еще, что можно поставить на платформу. Важно учитывать, на какой вес рассчитана платформа.
  • Использовать рельсы для камеры. В этом случае объект фотосъемки остается на месте, а камера перемещается вокруг него. Такой способ используют нечасто, так как он очень дорогой и сложный, но без него не обойтись, если нужно сфотографировать со всех сторон очень большой объект — например, коттедж.


Вместо фотосъемки можно использовать видеосъемку. Понадобятся фотоаппарат или камера с возможностью записи видео высокого разрешения. Видеоматериал сложнее обрабатывать, но итоговый файл можно разделить на любое предпочитаемое количество кадров, что делает процесс работы над изображением 360 более гибким. 

В качестве фона для фото нужно использовать белое полотно или хромакей. Чтобы изображение 360 градусов во время просмотра двигалось плавно и смотрелось хорошо, нужно сделать как можно больше фотографий. Минимальное количество — 24 кадра, оптимальное — 72. Такое количество подойдет для работы с большинством российских маркетплейсов. Если сделать слишком много фотографий, итоговое изображение будет долго загружаться, поэтому переусердствовать тоже не нужно.



360 градусов с изюминкой
Обычные фото 360 градусов можно просматривать влево и вправо, только в одной плоскости. Это базовый стандарт для маркетплейсов. Но для своего сайта или некоторых онлайн-магазинов можно сделать фото поинтереснее — например, две или три плоскости поворота — и добавить анимацию: чтобы во время поворота, например, открывались и закрывались ящички комода.

Также можно вообще не поворачивать товар, а добавить только анимацию. Это когда при прокрутке товар остается на месте, но его элементы двигаются. Например, у холодильника при активации открываются двери и выдвигаются ящики.

Трудный случай
Труднее всего при съемке фотографии 360 градусов закрепить товар на поворотном столе. Если фотографируется, к примеру, женская сумка, ее просто ставят в центр платформы и снимают. Если это товар вроде часов, то «поставить» его на платформу уже сложнее. Нужны специальные крепления или хитрость (чаще всего). Например, одежду фотографируют на «невидимом» манекене. Это специальный манекен со съемными частями «тела»: у него убираются руки, шея и другие элементы. На фотографиях создается впечатление, что одежда надета на человека-невидимку. Иногда требуется смекалка. Например, как закрепить зубную щетку, чтобы она стояла на платформе?

Совет

Например, чтобы сфотографировать зубную щетку вертикально, ее можно закрепить на платформе с помощью иголки, воткнув ее в платформу и ручку щетки. Также можно использовать разнообразные конструкции из лески и прозрачного пластика.



Еще одна трудность при создании изображения 360 градусов — расположить объект для съемки точно по центру поворотного стола. Обычно фотографы со временем «набивают руку» и устанавливают товар точно в центр. Если ошибиться с местом — ось вращения при просмотре изображения будет смещаться, а товар как будто заваливаться. Это грубая ошибка при создании фото 360 градусов, из-за которой вся красота фотографии может пойти насмарку. Избежать этого можно, попытавшись совместить центры платформы и товара (если он симметричный). Несимметричные товары снимать сложнее, единственный способ справиться с этой проблемой — внимательно отсматривать получающиеся фотографии и выбирать оптимальный набор кадров и расположение объекта съемки.

Существуют и специфические проблемы. Есть ряд товаров, вроде посуды или ювелирных изделий, которые в процессе фотосъемки бликуют. В обычной ситуации фотограф бы просто выбрал правильный ракурс, но в случае с фото 360 градусов товар должен сниматься строго под определенным углом. Решить эту задачу можно двумя способами: либо грамотно выставлять свет в студии, либо фотошопить получившиеся фото (последнее значительно сложнее и дороже). 

На дому
Правильнее и проще снимать фото 360 градусов в оборудованной фотостудии, так как нужна специальная техника. Но можно сделать фото 360 градусов и самостоятельно. Самая простая поворотная платформа обойдется где-то в 1,5 тыс. рублей. Сделать белый фон достаточно просто. Тем не менее, чтобы сделать хорошие фото 360 градусов, нужно иметь опыт съемки на профессиональном оборудовании. Правильно выставить свет, настроить фотоаппаратуру и проделать другие «манипуляции» неподготовленному человеку достаточно сложно. Можно, конечно, найти уроки на YouTube, но качественный результат вы получите далеко не сразу.

3D-модели: нарисовать товар с нуля
Формат 360 градусов часто называют 3D, хотя на самом деле это разные вещи. 3D-изображения рисуют дизайнеры с нуля в специальных программах вроде 3ds Max. Разумеется, справиться с такой задачей — изобразить какой-то товар с нуля — могут только профессионалы. Чтобы просматривать со всех сторон настоящие 3D-модели на сайте, нужно подключать специальные плагины. Тем не менее без 3D-моделей часто бывает не обойтись. 

Чаще всего 3D-модель нужна, чтобы сделать рендеры — они позволяют показать товар идеальным без царапин и замятий. Также рендеры применимы, если вы не можете сделать реальные фотографии. Например, если вам не нравится, как выглядит товар на фото, его нет физически или сложно сделать фотосъемку. Например, для рецептурных лекарств часто бывает сложно просто доставить товары в фотостудию. При этом сделать объемные простые формы — быстро и недорого, поэтому фармкомпании чаще всего используют именно 3D-изображения своих товаров.

Также 3D выбирают, если товар выглядит неидеально после транспортировки со склада — у него заминается упаковка, остаются следы от рук и прочее. Любые дефекты тары портят фотографию, а избавиться от них с помощью ретуши — долго и дорого. 

Еще одна причина выбора 3D — дизайнеру не требуется видеть «живой» товар, достаточно его фотографии и технической документации. Это бывает важно, если склад с продукцией находится далеко, и его транспортировка в фотостудию «влетает в копеечку».

Но если фото 360 градусов нельзя использовать как 3D-модель, в обратную сторону это работает. Можно взять отрисованную 3D-модель, сделать необходимое количество рендеров с разных ракурсов и собрать из них изображение, которое также можно использовать как фото 360 градусов. 

Какой тип контента выбрать, зависит исключительно от целей бизнеса. Выбор за вами!