Уже более 10 лет парковая индустрия страны (и indoor, и outdoor) претерпевает категорические изменения: общественные пространства приходят на смену аттракционным площадкам, растет количество бесплатных необслуживаемых уличных детских площадок, бюджеты городов обременяются содержанием зеленых территорий города, меняется модель потребления развлечений, акцент времяпрепровождения переходит на развлечения в торговые центры. В каждом квартале в каждом ТЦ появляются развлекательные зоны. И не только из-за перехода покупок из офлайна в онлайн и желания девелоперов удержать посетителей или заманить молодую аудиторию. Просто так удобно! Всё в одном месте — и шопинг, и кино, и еда, и развлечения… Если так пойдет, то скоро в каждом ТЦ будут и автосервисы, и поликлиники, и школы. Да чего уж там! Может, и люди передут жить в ТРЦ.

Но пока в гонке за потребителя ТЦ становятся похожи друг на друга и наполнением, и даже дизайном. Отличаются только название и размеры. Эта тенденция проецируется и на развлекательные зоны торговых центров. Конечно, запуск парков в моллах дешевле, чем outdoor-форматы, поэтому они и появляются чаще, чем самостоятельные парки. Я посетил все более-менее значимые сети indoor-парков России, какие вы только можете назвать. К моему сожалению, они все одинаковы: вулкан, лабиринт, аттракционы, скалодромы, бассейн с шариками, батуты, комнаты дней рождения, кафешки, мастер-классы. И все это в одинаковых детских цветовых гаммах. Региональная удаленность позволяет повторяться без зазрения совести, а иногда и просто списывать без стыда! Все похоже. Скучно. Будь я ребенком, я бы устал ходить в похожие активити-парки уже на пятый раз… на деле это происходит и раньше. Понятно, что дизайн и наполнение рентабельно менять года через три минимум, но не все успевают даже выйти в ноль к этому сроку. Прибавьте к этому общее падение покупательной способности, рост потребительского экстремизма, развитие интравертных inhome-развлечений… Ставлю здесь грустный смайлик.

Что же делать? Ответ, по-моему, один — развивать новые креативные составляющие развлечений в парках. Ну вот навскидку: повышение квалификации оператора до уровня аниматора, развитие соревновательных мероприятий, тематические дни, куча всевозможных IT-примочек, от квест-ботов до CRM и BPM, допсейлы, мобильные приложения с персонализированными моделями посещения… Последнее особенно интересно, и тот, кто первым реализует данную плюшку, порвет рынок. Благодаря Интернету мы уже не смотрим телевидение с определенным форматом, каждый из нас создал свой телеканал по собственным интересам. Меню в ресторанах уже похожи на томики «Войны и мира», а если учесть еще и дополнительные просьбы «мне не солите», «у меня аллергия на ананасы», mediumwell, то вариантов блюд в ресторане может быть десять в десятой степени. К этому придет и развлекательная индустрия. Конечно, если в вашем развлекательном комплексе только батуты, то сильно не многообразишься... Победный тренд будет у мегакомплексов, включающих в себя и активности, и кухню, и образовательные развлечения на все возрасты целевых аудиторий.

В последнее время на меня произвели впечатление три книги: «Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена» Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора, «Урбан экспресс» Пера Шлингмана и Кьелла Нордстрема, «Управляя волшебством. 10 здравых стратегий лидерства» Ли Кокерелла. Их основная мысль: эмоции — двигатель торговли в индустрии развлечений. Для получения вкусного эмоционального блюда нельзя повторяться, нельзя подавать то, что уже было подано. Вкус у блюда должен быть таким, каким никогда не был!

Постоянное впитывание чужих примеров сродни, простите, алкоголизму. Организм уже не может вырабатывать собственный эндорфин, полностью атрофировался и сидит только на внешних источниках.
Раньше я стремился к идеалу, к совершенству во всех бизнес-процессах. Особенно хорошо это получалось на низких стартах, но, когда правильность достигала 80-90%, дальнейший рост обязательно оборачивался уменьшением эмоциональности: стандартные скрипты работников, стандартные алгоритмы. Ключевое слово — стандартно. А стандартно — это как у всех. А если у всех — то безвкусно…

Теперь я работаю по формуле: стремление к совершенству вечно... и недостижимо. Поэтому я действую, исходя их следующих правил: делай не так, не ходи на тренинги, не сдерживай себя.

  1. Делай не так. Не так, как тогда. Не так, как у всех. Не так, как раньше. Посмотрите на природу. У нее всё как минимум в дуализме. День — ночь, убил — съел, погулял — поспал, родился — умер. Поэтому и в жизни должно быть все: и хорошее, и плохое… Если будет много хорошего, мы к нему привыкнем и перестанем замечать…
  2. Не ходи на тренинги. Все после тренингов как сектанты, как зомби. Одинаковые. Похожие. Еще страшнее, когда используются чужие успешные кейсы без адаптации к своим условиям. Вроде все регионы стремятся к развитию туристического потенциала, а сами загоняют себя в однотипные, пусть и громкие проекты. Необходимо обязательно вносить местную локальную идентичность в дизайн, в поведение, в гастробар, в меню, во внешний вид парка.
  3. Не сдерживай себя. Запретительный характер нашей экономики выжег все желания экспериментировать даже в творчестве. Мой совет: экспериментируйте! Не сдерживайтесь! Не бойтесь! Надеюсь, после того как мы отпилим цепи гирь на ногах творчества, расправим крылья вдохновения и пробьем цементные потолки образования прошлого века, мы сможем сделать оригинальные развлекательные форматы времяпрепровождения. Такие, каких нигде в мире нет. И наша страна будет продавать не только нефть, газ, вооружения и балет. А станет самой радостной страной, продающей счастье... Широта русской души позволяет, ведь это для детей. Для наших детей. Чтобы у развлекательной индустрии появился еще смысл кроме финансовых KPI.