У вас нет собственных идей
Наверняка знаете таких руководителей, которые перенаправляют сверху спущенные задачи своим сотрудникам без единой поправки, без собственных мыслей, без малейших инициатив. Руководителей, которые в разгар спора поднимают глаза и палец наверх, вместо того чтобы привести весомые аргументы. Таких руководителей легко переубедить, если сказать, что появились слухи, что «главный» не доволен такими-то фактами. И если подчиненные хотят, чтобы данные факты никогда больше не маячили на горизонте, то после упоминания мнения «сверху» они навсегда будут избавлены от лишней работы.
Вдохновляющий лидер всегда имеет собственное мнение. Он точно знает, как лучше. Он спорит с начальством. И да, его решения не всегда согласовывают, и ему зачастую приходится соглашаться и подчиняться. Но его люди знают, что у их лидера есть собственный взгляд на развитие не только подразделения, но и компании в целом. И идут за ним, гордо расправив плечи.
Вы слишком часто хвалите своих сотрудников
Большинство руководителей, особенно те, кто учился в бизнес-школах, знают, что «доброе слово и кошке приятно», а похвала — самый простой способ поощрения, который не стоит ни копейки.
- Сдал вовремя отчет — «Молодец!»
- Выполнил план — «Горжусь тобой!»
- Высказал идею — «Ай, красава!»
Я не хочу сказать, что надо прекратить хвалить! Я хочу сказать, что надо научиться ругать, если сотрудник не выполняет взятые на себя обязательства. Ругать — это целое искусство. Ругать так, чтобы человеку потом захотелось измениться. Объективно, вовремя и конструктивно переданная обратная связь превратит ваших подчиненных из инфантильных детей в крепких воинов.
Вы скрываете свои эмоции
Изо всех сил сожмусь в комок, никому ничего не покажу, немного только интонацию изменю на более стальную. Ни за что никому нельзя показать, что мне больно и неприятно, что я злюсь или, не дай бог, в бешенстве. Ведь сильного лидера невозможно вывести из себя.
Все ровно наоборот: чем сильнее личность человека и чем больше он уверен в себе, тем более откровенным он готов быть со своими подчиненными. Он орет, когда зол. Раздражается, если зацепило. Хохочет, закинув голову, если смешно. Сильный лидер всегда ярко демонстрирует свои эмоции. Этим он не только вдохновляет своих людей, но и гармонизирует собственную нервную систему. А чтобы не забрызгать других негативом, такой лидер умеет выражать свои эмоции через «я-высказывание», что помогает ему оставаться в позиции «ничего личного, только бизнес» и не переходить на личности.
Вы переделываете за подчиненными их работу
И ваш авторитет стремительно летит вниз. Лидер, который при зарплате 150 тыс. условных единиц не гнушается исправлять орфографические ошибки подчиненных, получающих 100, не вызывает у них ни уважения, ни доверия. Можно сесть ему на шею, свесить ножки и включить «дурочку». Ему можно красиво объяснить, почему категорически невозможно сделать так, как он просит. Если он не способен научить, перевоспитать, уволить, в конце концов, а вместо этого ворчит себе под нос, исправляя ошибки, они будут относиться к нему внешне почтительно (они же не дураки), а в душе будут потешаться над ним.
Вдохновляющий лидер не пожалеет 15 минут, чтобы всё как следует объяснить, и уже никогда не будет делать что-то за вас. Он отлично знает все секреты и ловушки делегирования и не позволит вам использовать его дорогое время понапрасну. За это его уважают.
Вы читаете нотации
Этим вы больше всего похожи на заботливую мамочку, а не на лидера. В сотый раз объяснять подчиненным, зачем и как выполнять план, какие последствия будут от невыполнения и в чем личная ответственность каждого. Неужели вы думаете, что они не знают этого? Нет, ну один раз, конечно, надо рассказать при постановке задачи или на общем собрании. Но не каждый же раз, когда что-то пошло не так?!
Наша психика так устроена, что мы научаемся очень быстро воспринимать повторяющуюся информацию как белый шум: творожки полезные, машины надежные, а волосы шелковистые. Вы же не думаете, что кто-то, услышав данный рефрен по телику, вдруг осознает: «Надо же, творожки-то, оказывается, полезные!» И побежит их покупать. Так почему же вы искренне ожидаете, что от ваших повторений того, что компания должна стать лидером, сотрудник вдруг непременно почувствует жгучую мотивацию и добавит оборотов? Скорее, наоборот, такие повторения он воспримет как скучную нотацию, неосознанно перенесется в прошлое, почувствует себя нерадивым школьником, и его ответственность снизится.
Вы тянете с увольнением
Две самые частые причины увольнения: 1) вы перешли в новую компанию, и старый состав персонала вас не устраивает уровнем своей эффективности; 2) компания, в которой вы работаете, поменяла курс, все сотрудники меняются, а кто-то один этого не понимает или не принимает. Максимум 3 недели необходимо для того, чтобы уволить человека, если он чем-то вас не устраивает. От первой мысли про увольнение до реального расставания — не более 3 недель. За это время вы даете ему возможность измениться, отслеживаете динамику и принимаете решение.
По статистике, большинство руководителей тянет с принятием решения об увольнении 6 месяцев. При этом стараясь сделать так, чтобы сотрудник сам понял, что не устраивает руководство, и ушел. И в течение всех 6 месяцев ваша команда пристально за вами наблюдает. За тем, как сотрудник уходит от ответственности, ленится, хамит, и за тем, как его руководитель ничего с этим не делает. При таком подходе вы теряете уже не одного, а весь коллектив.
Вы манипулируете
Манипуляцию люди используют для того, чтобы максимально быстро и с минимальной ответственностью влиять на других. Вдохновляющий лидер для влияния использует убедительные аргументы и эмоциональный ресурс. Чтобы найти аргументы, нужен вербальный интеллект, а для использования эмоций, соответственно, эмоциональный интеллект. Манипуляторы не тратят время на развитие данных компетенций. Им нужен быстрый результат. И что при этом чувствует человек на том конце коммуникации, не имеет для них никакого значения.
Индикаторы манипуляции во время необоснованной критики: «вы все», «всегда», «никогда», «каждый раз», «как обычно». Задача — нейтрализовать собеседника, снизить его активность и насадить чувство вины. Желая избавиться от некомфортного состояния и не осознавая токсичного воздействия, люди обычно делают то, о чем просит их манипулятор. Длительное пребывание рядом с манипулятором чревато профессиональным и эмоциональным выгоранием. Сотрудники, работающие под управлением вдохновляющего лидера, наоборот, чувствуют прилив энергии.
Вы не развиваете сотрудников
Огромное количество руководителей предпочитает набирать в свою команду высокопрофессиональных экспертов. Эйчары сбиваются с ног в поисках кандидатов, которые удовлетворяли бы таким запросам. Затем с трудом набранным работникам нарезается их кусок функционального пирога, который они много-много лет усердно отрабатывают. Ни шага вправо, ни шага влево. Руководителю некогда заморачиваться с мотивацией и обучением. Гораздо легче, когда все идет по накатанной. Сотрудники деградируют или постепенно расходятся по другим организациям в поисках саморазвития.
Вдохновляющему лидеру от сотрудников на входе нужны только мозги, мотивация и ответственность. Всему остальному они готовы их научить. Люди находятся в постоянном тонусе, они чувствуют, что их карьера развивается, при этом лидер ни капельки не боится конкуренции, он будет только рад их профессиональному росту. Потому что знает, что, если кто-то из подчиненных пойдет наверх, он легко наберет и обучит новых членов в свою команду.
Вы негативно настроены
Еще в детстве родители предупреждали нас, что лучше не делиться радостью с друзьями, не смеяться громко, не ждать чуда. Иначе можно спугнуть удачу и вызвать зависть со стороны других людей. Мы выросли и стали крайне осторожны, нам удобнее думать о ком-то плохо. Лучше уж потом обрадоваться, если всё пойдет по положительному сценарию, чем разочароваться, если окажется хуже, чем мы думали. Руководитель же не «дурак в розовых очках», он прагматик. Так удобнее. Не удобно только то, что, распространяя негатив вокруг себя, вы заражаете им окружающих.
Вдохновляющие лидеры выдают людям радость и положительные эмоции авансом. Они думают о других лучше, чем есть на самом деле, и мотивируют их становиться лучше. С ними рядом классно и весело. И даже в ситуации крайней беды они найдут слова поддержки и покажут оптимистичные варианты. И никогда не скажут: «Ну вот, я же говорил!»
Вы не выполняете своих лидерских обязательств
Принято считать, что вся ответственность руководителя ограничивается постановкой задач по SMART и контролем их выполнения. Да, это так, но не совсем. На самом деле сотрудники ждут от вас эмоциональной поддержки, если им трудно или страшно. Они хотели бы, чтобы вы вовлекали их в принятие решений, учили справляться с трудностями, защищали перед вышестоящим руководством, информировали о грядущих переменах, соблюдали денежные договоренности.
Сотрудники чувствуют себя покинутыми, если вместо этого вы пропадаете на совещаниях у начальства, если у вас сводит скулы от «пустых» разговоров, если вы мнетесь и уходите от ответственности в высокорискованных ситуациях и кидаете подчиненных на растерзание разгневанным клиентам. Они вряд ли будут предъявлять вам претензии, потому что их нигде не учили тому, как на самом деле должен вести себя лидер. Но они чувствуют интуитивно, что что-то идет не так. Лучше будет, если они все уйдут, преподав вам урок. Хуже — если останутся и адаптируются.