Сейчас во всех странах мира есть очень жесткое распозиционирование. Оно заключается в следующем: ни с какой федеральной сетью никакой маленький игрок, а тем более лавчонка соревноваться не может. Мелкие сети и делали попытки объединиться, и писали челобитную царю-батюшке, чтобы ограничили федералов в росте.
Но объединения распадались, а царь-батюшка набивал себе кармашки и больше ничего, потому что есть одна немаловажная вещь: маленькие компании невыгодны поставщику, клиенту и даже региональным властям с точки зрения поступления налогов и инвестиций. И перебить это невозможно. То, что мы сейчас видим, — это победа экономического закона над любым волюнтаризмом. 99% случаев выживания на рынке зависят от договороспособности, а в 99% наши так называемые владельцы маленьких или средних предприятий абсолютно недоговороспосбны. Они с короной на голове и нежеланием слезать с трона.
Это матерное слово
Что же значит это матерное слово «распозиционирование»? Это расхождение в ассортиментной матрице, локациях и в формате с федералами. Сейчас большая часть регионалов совпадают с федералами по этим параметрам. Мелкие локальные сети не хотят заниматься изменением ассортимента. Это же не предпринимательский подход! Ведь многие сети возникли благодаря тому, что у людей был дистрибуционный бизнес, а когда появились первые шальные деньги, они вкладывали их в недвижимость и потом открывали магазины. Когда залезаешь в их отчетность, то понимаешь, что они воруют деньги: по нулевой ставке сдают себе в аренду недвижимость и говорят, что имеют доходный ретейл. Более того, и деньги сами себе занимают по нулевой ставке. Но это же прямое воровство, потому что деньги из одного кармана перекладываются в другой. Если владельцы мелкой розницы не понимают такие банальные вещи, то они никогда не будут заморачиваться выстраиванием отличного от федеральных сетей ассортимента.
Я люблю приводить в пример ситуацию в Польше. На рынке работает порядка семи компаний — производителей консервов. И тут на их рынок планирует прийти один из крупных игроков, который точно их всех сметет. Польским производителям хватило разума сесть за стол переговоров и договориться об объединении. Кто-то из владельцев этих компаний стал директором по логистике, кто-то остался просто инвестором и не стал участвовать в операционном бизнесе. Но в результате они не допустили прихода крупного игрока и заняли 27% рынка консервов в Польше. Так они защитились. У нас в России никто на это не пойдет. Мы как крейсер «Варяг»: сдохнем, но не сдадимся.
Ну и рукожопость наших властей в образовании искусственного финансового кризиса подстегивает к тому, что выживают только сети, работающие в низком ценовом сегменте.
За Уральским хребтом у нас пустыня
Но по пути европейских стран, где 70-90% рынка держат две-три сети, мы не пойдем. Потому что у нас неразвита логистика. У нас концентрации населения практически нет. У нас огромная территория, но население концентрируется в 26 местах: 13 миллионниках и 13 полумиллионниках. А за Уральским хребтом уже пустыня с точки зрения логистики. Конечно, федералам идти на Дальний Восток вообще неинтересно, что они там забыли?
Местные сети, может, и будут еще делать попытки объединяться, но ничего из этого не выйдет, потому что корону снимать никто не хочет. Генеральские погоны никто не снимет ради того, чтобы отдать свой бизнес в управление кому-то. Весь рынок друг друга знает, и на рынке друг друга все знают. И когда задумываются об объединении, то в 90% не то что объединять, а распродавать нечего.
И дальше владельцы мелких сетей идут по одному пути — за бесценок сдают свою недвижку в аренду федералам, чтобы гасить долг поставщиками и банкам. Должно было прийти другое поколение предпринимателей с другим пониманием, но времени на это уже нет. Так что региональные сети сдохнут по причине того, что другого варианта у них нет. Это как в преферансе: не хочешь работать головой, работай руками.
К нам уже давно впору высылать караваны, которые будут осваивать нашу территорию.
Те проекты, которые власти развивают, они без инфраструктуры. Есть дороги, но нет туалетов, гостиниц, магазинов, закусочных вдоль этих трасс. Рассчитывать на то, что в ближайшие годы эта ситуация изменится, не стоит. Властям-то эта история вообще не нужна, они дорогу построили, бабки из бюджета освоили, а есть там инфраструктура или нет — никого не волнует. За границей по трассе едешь, там на каждом углу пит-стопы, они в меньшей степени зарабатывают на продаже бензина, а в большей на сопутствующих товарах. А наши шесть вертикально интегрированных компаний зарабатывают на продаже бензина, и их не волнуют никакие дополнительные сервисы для клиента.
Подрос хороший класс лавочников. А сетевых успешных проектов я не видел.
Сегодня, конечно, новое поколение предпринимателей открывает магазины, но это совсем не сетевая история. Они даже управляют не по сетевому признаку, не по единым стандартам. Подрос хороший класс лавочников. А сетевых успешных проектов я не видел.