Рынок Петербурга уже давно считается самым жестким и конкурентным с точки зрения ретейла: многие продуктовые и DIY-сети родиной отсюда.«Максидом», «Петрович», «Старт-Домовой», «Сатурн», «Вимос», ранее «Метрика» — все начинали свое распространение с города и окрестностей и в первую очередь заняли локальный рынок. Присутствуют и основные западные игроки: «Леруа Мерлен», «Оби», «Касторама», ранее «К-раута». Поэтому плотность квадратных метров DIY-сетей на тысячу человек в Петербурге в 2 раза выше, чем в Москве, и это при более низкой средней заработной плате и покупательной способности.

И с учетом снижения реальных располагаемых доходов населения в последние годы было ясно, что места хватит не всем, и рынок будет консолидироваться. Учитывая, что «Леруа Мерлен», самый крупный и агрессивный игрок отрасли, имел явный недобор магазинов в Петербурге, а хорошие участки уже давно закончились, догадаться, что рано или поздно французы кого-то купят, было несложно. Хотя, конечно, большинство участников рынка надеялись, что это произойдет «чем позже, тем лучше». И понятно почему: как правило, когда в любой миллионник приходит «Леруа», на местном ретейл-ландшафте остается лишь «выжженная земля». Огромные маркетинговые бюджеты первой по величине в Европе DIY-сети, демпинг, давление на поставщиков — и мелкие локальные игроки проигрывают ценовую войну и уходят с рынка.

В Петербурге ситуация обстоит несколько иначе: все-таки это город опытных отечественных ретейлеров с большой историей и высокой лояльностью покупателей. Кроме того, у петербургских сетей в определенной степени свой путь, и есть существенные отличия от «Леруа» как по ассортименту, так и по целевой аудитории. Например, в «Максидоме» продаются товары, которых нет в западных DIY: посуда, мебель, техника и т.д. «Петрович» имеет хорошие сервисы для профессиональных покупателей, чем западные игроки тоже пока похвастаться не могут. Развитые программы лояльности, интернет-торговля — все это помогает местным игрокам «отстроиться». Поэтому есть ощущение, что от расширения мощного европейского конкурента больше пострадают европейские же игроки: «Оби», «Касторама». Но все равно многим следует ожидать снижения объемов продаж, когда на местах закрывшихся «К-раут» начнут открываться «Мерлены». «Леруа» собирает в 3-4 раза больше выручки с 1 м2, чем «К-раута». Это существенное увеличение конкуренции.

Однако пока рынок радостен и позитивен: все делят покупательские объемы «К-рауты», чтобы накопить какую-то подушку безопасности к приходу «больших французов». Мы, например, обмениваем скидочные карты «К-рауты» на карты «Максидома». Игроки, работающие с оптовыми покупателями, привлекли новых крупных клиентов. Сотрудники «К-рауты» нашли новые места работы. Объемы продаж подрастают.

Жара и чемпионат мира, конечно, притормозили рост этим летом, но картина всё равно пока «ничего». Пока не начнутся первые открытия «Леруа».