ГК «Авира», один из крупнейших производителей детского игрового оборудования (торговая марка AviraKids) в России, находится в Перми. Она создана в 2010 году предпринимателями Алексеем Загуменновым и Алексеем Зыковым. Совокупная выручка, по данным компании, в 2017 год составила более 500 млн рублей. Продукция, а это игровые лабиринты, игровые комнаты и оборудование к ним, мягкие модули, аттракционы,  детские площадки, батуты, воздушные пушки и прочее, поставляется в Испанию, Чехию, Эстонию, Казахстан, Беларусь, Грузию, Армению, Узбекистан, Азербайджан, Абхазию, Молдову, Украину, Киргизию и Туркмению. Кроме штаб–квартиры в Перми, ГК «Авира» имеет офисы в Москве, Петербурге, а в сентября появился и в Праге (Чехия). 

Алексей, почему Чехия?
— «Почему Чехия?» — не вопрос для тех, кто вплотную сталкивался с задачей вывода продукции в Европу. Это наиболее оптимальный вариант для экспортной компании. Налоговая ставка здесь составляет 20% — с этим же, судя по всему, придется в скором времени работать и российским предпринимателям. Арендная ставка в коммерческой недвижимости там в точно том же диапазоне, что и в Москве. Но к российским поставкам в Чехии относятся терпимее, чем в любой другой стране. Благодаря поддержке наших маркетологов из России тамошние специалисты уже ведут переговоры с некоторыми европейскими и даже азиатскими странами. И это только начало. В общем, Avirakids s.r.o. сегодня — самостоятельное предприятие с производственными площадями в России, которое работает по законам Чехии, со счетами в чешских банках, платит налоги в Чехию и так далее.

На детей остается все меньше времени. Поэтому родители и водят детей в игровые комнаты, заказывают им аниматоров и праздничные дни рождения. Вроде как один раз сводил, заплатил — и как бы совесть чиста.


Кстати, нельзя не отметить и менталитет. Чехия — деловая страна, в отличие от многих других стран Восточной Европы. Мы рассматривали вариант создания болгарской компании, но после детального анализа среды выяснили: в Болгарии считается нормой, например, просто так не выйти на работу. Нам это не подходит — Болгарию мы вычеркнули. 

Как кризис 2014 года повлиял на производителей детского развлекательного оборудования?
— Чем суровее времена, тем больше простой человек хочет развлечений. Особенно для своих детей. Психологи (в том числе те, которые работают у нас в компании) утверждают, что 10-е годы XXI века стали для родителей эрой гиперкомпенсации. Родители стали больше работать, они живут в соцсетях и мессенджерах. На детей остается все меньше времени. Поэтому родители и водят детей в игровые комнаты, заказывают им аниматоров и праздничные дни рождения. Вроде как один раз сводил, заплатил — и как бы совесть чиста. Кроме того, родители всегда хотят дать своим детям то, чего не было у них самих. А таких игровых и развлекательных центров, какие делаем мы, в детстве у нынешних родителей не было.

Кризис практически не сказался на тех заведениях, где сильна идеологическая составляющая. Маленькие игровые комнаты и большие развлекательные центры сохраняли прибыльность, если предлагали клиентам ту атмосферу, которую неспособны дать любые другие заведения.

А вот на производителях игрового и развлекательного оборудования кризис все же сказался. Не только из-за нехватки средств — из-за банального страха заказывать стали меньше, в том числе и у нас. Но нашу выручку выровняли экспортные направления, из-за роста котировок валюты ставшие еще более прибыльными.

Как бы вы описали текущую ситуацию на рынке детских и семейных развлечений в России с точки зрения производителя?
— Как ни прискорбно, текущую ситуацию можно выразить одним словом: «экономия». Предприниматели хотят экономить и слишком часто приобретают оборудование подешевле — без сертификатов, из некачественных материалов, без соответствующей обработки и так далее. Индустрия детских развлечений сегодня — возможно, самый выгодный вид бизнеса с точки зрения окупаемости вложений. Прибыль здесь идет уже с первой недели работы, а проект за 3 млн рублей можно полностью окупить за 170 рабочих смен. Все это приводит к тому, что в бизнес приходят те, кому нужны быстрые деньги. Бизнесмен, который намерен работать в будущем, никогда не возьмет то же китайское оборудование без сертификатов соответствия нормам ЕАЭС. Но многие берут. Из-за этого, в свою очередь, на рынке появляется некачественное, а иногда даже и самодельное оборудование. Дети как итоговый потребитель получают некачественные услуги в виде синяков и шишек, в СМИ появляются страшные материалы о том, как плохо и опасно в игровых комнатах, а в итоге страдает вся отрасль.

Еще одна реальная проблема отрасли — отсутствие в действующем законодательстве четко прописанных нормативов. Реальных, соответствующих рынку. Тысячи бизнесменов со всей страны с замиранием сердца ждут грядущих поправок от наших доблестных депутатов (речь о законопроекте о регулировании деятельности детских игровых комнат в торгово-развлекательных центрах. — Ред.), однако ни к производителям, ни к сообществам вроде РАППА или САПИР, по моим данным, пока никто не обращался. А значит, скорее всего, после обнародования этих поправок рынок ждут новые потрясения.

Сегодня много говорится об изменившемся поведении покупателей, о необходимости предлагать им больше развлечений в торговых центрах, что вы думаете об этом?
— Это как раз то, о чем я говорил: из-за нехватки времени на семью родители стараются создавать семейные микропраздники из одного насыщенного похода. Раньше мама с папой обычно успевали сходить за покупками, но сегодня все чаще они заходят в развлекательный центр вместе с детьми. Отсюда и смена трендов: детское оборудование теперь соседствует со спортивно-развлекательным, на котором могут повеселиться и подростки, и сами родители. Для нас это могло бы стать проблемой, если бы не наш стратегический партнер — компания по производству спортивно-развлекательного оборудования «Цари Спарты». Вместе мы делаем микс-проекты, а они подходят и взрослым, и детям. По отдельности у нас этого бы точно не получилось, потому что мы профессионалы только в своей области.


Каково вести такой бизнес, как у вас, в России? С какими проблемами как бизнесмен сталкиваетесь?
— Бизнес есть бизнес. Для большинства сторонних наблюдателей «Авира» — завод по производству игрового и развлекательного оборудования. Но наш заказчик чаще всего — профессионал, предприниматель, который нюхал пороху и знает отличия между заводом и поставщиком бизнеса. Мы, в отличие от других компаний, предлагаем практически готовый бизнес. В пакет помимо необходимого и подходящего для конкретного помещения оборудования входят документы, инструкции, расчеты окупаемости, идеологический концепт и целая онлайн-школа предпринимательства, в которой есть ответы на все вопросы об организации собственного бизнеса. По сути, это франшиза — но на условиях заказчика.

Чтобы быть впереди, мы все больше становимся инновационной компанией. В этом году, например, создали первого российского динозавра-аниматроника. Это шаг к концу эры китайских роботов и новых Сибаев.

Я не думаю, что сталкиваться приходится именно с проблемами. Скорее это задачи: поиска квалифицированного персонала, организации системной работы, ее структурирования, стратегического маркетингового планирования и так далее. Если же к любой сложности относиться как к проблеме, то и бизнес забуксует, едва начавшись. Мы же все-таки в России.

Без чего сегодня нельзя вести бизнес, подобный вашему?
— Без идеи и плана. Любой наш проект начинается с идеи, которая вкладывается в идеологическую концепцию. Из нее вырисовывается и 3D-проект будущего заведения, и маркетинговая стратегия заведения, и планы по окупаемости, и дальнейшее масштабирование.
Что касается планов, то они должны быть долгосрочными. Слишком часто российский предприниматель хочет навариться побыстрее да продать подороже. В одночасье и легально это получается очень редко.

Когда мы только запускали «Авиру», мы с партнером практически всю прибыль вкладывали в развитие. Три года работали, почти ничего не оставляя для себя, чтобы потом занять четверть российского рынка и стать теми, кем сегодня являемся.

Каково в целом качество развлекательного оборудования, производимого в России?
— Глядя изнутри, я могу с уверенностью говорить, что качество, во-первых, однозначно выше китайского. Это подтверждают государственные нормы и стандарты. А во-вторых, качество российского оборудования как минимум равно европейскому. Дело в том, что в России требования к безопасности детей на удивление выше, чем те, что предъявляют в западных странах. Так что российский производитель все чаще появляется там, где были европейцы. Мы, например, сегодня ведем переговоры с предпринимателями из Норвегии и Великобритании, и главное их требование — наша, российская безопасность.

Как обстоят дела с точки зрения разнообразия оборудования?
— Индустрия развлечений — это отрасль, где нельзя каждые полгода представлять публике один и тот же телефон, но под новым названием. Как производителю нам приходится каждый сезон представлять новинки, обновлять каталоги и тематики. Для этого мы держим руку на пульсе мировой индустрии, участвуем в тематических выставках по всему земному шару, смотрим на других, показываем и себя.

Многие владельцы развлекательных парков говорят, что примерно раз в 3 года нужно их концептуально обновлять. Справляются ли производители оборудования с такой скоростью?
— Если говорить о полном обновлении, то это большая редкость для России. Чаще всего меняют элементы дизайна, износившиеся комплектующие вроде матов, полотен или пластиковых шариков. И как раз под такие задачи, чтобы не отвлекать наше основное производство, мы вывели всю эту работу в отдельное направление и создали компанию «Авира Сервис». Всего за неполный год работы она показала отличную динамику, так что спрос на частичное обновление оборудования в стране есть.

Ваша компания работает с развлекательными центрами и в столице, и в регионах. Есть ли отличия в том, какие виды оборудования пользуются у них спросом?
— Если говорить о видах конкретного оборудования, разница небольшая. Различия в основном в объемах — понятно, что чем меньше город, тем меньше развлекательный центр. Но в провинции часто боятся идти на эксперимент, делать что-то абсолютно новое, и в маленьких городах как цветы распускаются однотипные «Джунгли», «Непоседы», «Мадагаскары» и «Лимпопо».

Если установить игровую в развлекательном центре, то за счет высоких показателей потока посетителей можно лопатой грести прибыль — именно так звучит современный миф индустрии развлечений для новичков.



Проекты в крупных городах в этом отношении выглядят гораздо прибыльнее даже при сопоставимых площадях. Здесь чаще встречаются уникальные подходы к оформлению или организации мероприятий, авторское оборудование. Все это — залог той особой атмосферы заведения, которая положительно сказывается на показателях прибыли. Я имею в виду, например, открывающийся сейчас в Сочи развлекательный центр «Форт Старлайт», посвященный космическому фронтиру. Космовестерн здесь стал основой и декора, и тематического наполнения. В Москве запущен целый «Город хоккея», где на коньках в буквальном смысле можно будет бродить по лабиринтам и вскарабкиваться на огромный Кубок Стэнли. В Казани появился «Синоби-парк» — место, где ребят учат быть настоящими ниндзя, причем не киношными, а теми самыми — шпионами и диверсантами. Перечислять можно очень долго.

Развлекательные центры обычно размещаются в ТРК, но за последний год в регионах было введено рекордно малое число новых торговых центров. Для вас это проблема? Ведь тогда падает спрос на развлекательное оборудование.
— Если установить игровую в развлекательном центре, то за счет высоких показателей потока посетителей можно лопатой грести прибыль — именно так звучит современный миф индустрии развлечений для новичков. Повторюсь: основа работы современной развлекательной зоны — уникальная атмосфера, ради которой родители с детьми готовы приехать в любое место из любой точки города. Да, возможность шопинга играет свою роль. Но не решающую. В нашем опыте есть крохотные заведения, живущие в крупных ТРЦ, но не впускающие к себе посетителей — потому что все посещения расписаны на месяц вперед. Главное — наладить маркетинговую кампанию на основе идеологии заведения.

Есть и такой момент. Главный европейский тренд — развлекательный центр в помещении ангарного типа. Такой подход уже распробовали и в России. Согласитесь, проще открыть большое заведение в своем ангаре, чем подстраиваться под требования владельца ТРЦ и платить арендную ставку вдобавок. В общем, на существующем рынке это совсем не проблема.

Нужно помнить и о других возможностях: помещения общего пользования, торговые павильоны, даже гостиницы. Развлекательный центр можно открыть практически где угодно. Главное — не делать из всего проблему, а к реальным проблемам относиться только как к задачам, требующим решения.