Доллар взлетел, нефть упала. Автомобильный рынок проходил это уже несколько раз. Нам памятны 2008 и 2013 годы, когда дилеры продали всё, что не могли продать больше года.

Сейчас ситуация повторяется. Только ажиотажа уже не будет. Доля покупок только из-за цены будет невысока. Я не уверен, что дилеры извлекли уроки из прошлых аналогичных кризисов. Очевидно, что март, апрель и даже май будут очень успешными для авторынка. Мы увидим взлет продаж. Если же подогреть рынок дополнительными скидками или акциями, то скачок вверх будет еще заметнее. Но на самом деле особой необходимости в этом нет. Достаточно просто обратить внимание клиентов на то, что машины по старым ценам есть.

Что-то похожее недавно проделал Ford, закрывая дилерскую сеть легковых автомобилей. Мы видели, что даже без нынешних факторов продажи шли довольно бойко. Хотя скидки не были чрезмерными. Значит, в условиях угрозы резкого подорожания теперь они точно не понадобятся. Наверное, дилерским сетям сегодня нужно ловить момент. Лишний раз показать себя клиенту.

Воспользоваться ситуацией было бы неплохо и автомобильным дистрибьюторам. Обратить внимание на свой бренд быстрее, чем это сделают конкуренты. При этом, мне кажется, самая главная задача лежит не в плоскости того, как продать сейчас. Скорее она лежит в плоскости, что делать в июне 2020-го, что делать в 2021 году и что делать в 2024-м? Потому что сейчас самое время для анализа бизнес-модели, поиска новых источников роста, сокращения издержек и введения маржинальных позиций. Нынешний же всплеск спроса надо воспринимать не как подушку безопасности (или жирок) на черный день, а как возможность профинансировать важнейшие структурные, стратегические изменения в дилерской сети.

Надо попробовать ответить на вопрос, как быть с новыми субъектами рынка: каршерингом, агрегаторами такси и даже электросамокатами. Автомобильным дилерам необходимо брать в расчет даже такой фактор, как работа на дому. Как привлекать тех, кто работает в home-office? Надо научиться что-то делать с атомизацией потребителей. Потому что все больше возникает различных сообществ и групп, у которых разная степень ухода в виртуальную среду и совершенно разные типы потребления. Люди перестают покупать не потому, что у них нет денег, а потому, что у них возникает вопрос: а зачем? Ответ на него придется дать.

Если же говорить о сверхзадачах, то надо научиться в рамках одной стратегии применять несколько бизнес-моделей. Например, одной из проблем автомобильного бизнеса является падение заработных плат — не в целом на рынке, а внутри индустрии. Как следствие — происходит вымывание персонала высокого класса. Люди нужны, а их просто нет. Как увеличить доходы сотрудников, занимающихся продажами машин? Нынешний, пусть и временный взрыв спроса поможет профинансировать решение этой важнейшей задачи. Которая актуальна не только для России.
  
Надо сказать, что весь мировой авторынок в 2019 году упал на 4%. Всего в мире было продано 90 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, по информации компании LMC Automotive. Мировое лидерство по-прежнему сохраняет Китай, где была продано больше 25 млн машин. Но это почти на 10% ниже показателя 2018 года. Второй по размерам рынок — США. Там было продано в прошлом году без малого 18 млн машин. Западная Европа почти не изменила потребление новых авто. 16,285 млн машин. Это даже больше, чем было, зато продажи автомобилей в странах Восточной Европы снизились сразу на 3%. Там продано 4,1 млн единиц. Так что решение проблем, что делать с автопродажами, будут искать во всем мире. Хорошо, если в нашей стране найдут первыми.