Почти 9 тыс. участников собрала выставка коммерческой недвижимости и ретейла MAPIC 2018 в Каннах. Основное отличие этого года от предыдущих — рост числа участников из Азии и Африки. Особенно активно была представлена Турция. Эту страну в Каннах представляли такие бренды, как B&G Store, DeFacto, D'S Damat, Kiğılı, Knitss, LC Waikiki, Network и др., все они активно развиваются или планируют развитие за пределами домашнего региона.
Всего, по данным организаторов выставки, в этом году было представлено 400 новых брендов. Что касается девелоперов, то в MAPIC участвовали компании не только из Европы, но и из Туниса, Омана, Сингапура, Китая, Ирана, Японии, Саудовской Аравии.
Привлечь с помощью запахов
Среди девелоперских проектов, представленных в этом году на MAPIC, особое внимание участников привлек итальянский Caselle Open Mall от девелопера Andes SIIQ (https://www.mokazine.com/read/canali/caselle-open-mall-brochure). Это уже даже не совсем торгово-развлекательный комплекс в обычном понимании слова, а необычное пространство. Создадут его с помощью зеленых технологий и инновационного дизайна. На площади 144 тыс. м2 будет 230 магазинов, 6 тыс. м2 отдадут под питание, а 15 тыс. м2 — под развлечения, среди которых тематические парки, музеи, ролевые игры и пр.
Кроме того, девелопер привлек к проекту парфюмера Антонэллу Бонди (Antonella Bondi), которая создала четыре специальных запаха для этого пространства. Например, для торговой непродовольственной зоны был создан сладкий аромат, а для территории под обучающие развлечения — аромат с нотой бергамота.
Задача девелопера — создать такое пространство, чтобы посетители туда заходили просто так, провести время, прогуляться, отдохнуть, а не только ради покупок.
Скучный ретейл умер
Проект итальянского девелопера ярко отражал одну из основных тем саммита — «Инновации и трансформация». Ретейлеры говорили о том, что покупатель изменился, он уже живет в цифровых, мобильных технологиях, которые ускоряют время принятия решений, потребитель постоянно хочет получать новые впечатления. И розница должна оперативно на это реагировать, а тот, кто не сможет меняться, не выживет.
«Скучный ретейл умер», — сказал на конференции один из топ-менеджеров компании Nike. Ретейлеры говорили о том, что, во-первых, онлайн должен активно интегрироваться с офлайном, а во-вторых, физические магазины нужно использовать как площадку, на которой покупатель сможет получать новые впечатления, эмоции, опыт. Девелоперы отмечали, что досуг и развлечения надо активно внедрять в розничную торговлю. Например, проводить эксклюзивные музыкальные события, театральные представления и прочие мероприятия, напрямую с процессом продаж вроде бы не связанные.
Международные девелоперы, понимая, что потребитель уже другой, все больше и больше задумываются о том, чтобы «якорями» в моллах становились операторы инновационных развлечений. И, кстати, на нынешней выставке число операторов развлечений было заметно больше, чем раньше.
Аутлеты на пике моды
Еще один тренд на рынке торговой недвижимости — рост интереса к аутлетам. Это было видно невооруженным глазом: если в прошлом году на сессии, посвященной аутлетам, было 100 делегатов, то в этом — уже 300. Этот рынок растет и в Европе.
«Бизнес аутлетов сегодня очень востребован, особенно сильный рост и потенциал есть в трех странах - России, Китае и Румынии, и в двух из трех этих странах мы присутствуем. Розница должна постоянно избавляться от товарных остатков, чтобы генерировать денежный поток и поддерживать свой бизнес, и многие ретейлеры рады открыть дисконт-магазин в аутлете», — заявил Брендон О'Рейли, управляющий директор FASHION HOUSE Group (компания уже имеет аутлет в Москве и планирует открыть еще один в 2019 году в Петербурге).
По статистике CBRE, в США на 327 млн жителей 213 аутлетов (последняя статистика по рынку аутлетов разных стран здесь), а Великобритании на 61 млн жителей 43 аутлет-центрf, а в России на 140 млн жителей только 4. Так что потенциал для развития аутлетов в России огромен, уверены зарубежные девелоперы.