Конец года мы чаще всего воспринимаем как время подведения итогов, наверное, для многих в этом есть какой-то элемент сакральности. Однако для бизнес-процессов это не столько ритуал, сколько жизненная необходимость. Фармацевтический рынок не исключение, так что ближе к новогодним каникулам все представители отрасли обычно уделяют темам итогов и прогнозирования повышенное внимание. Естественно, не обходят их стороной и профильные аналитические агентства.

И тут все бы ничего, но вот только мнения отраслевых аналитиков в текущем году кардинально разделились, и если одни рапортуют о динамике розничного коммерческого рынка лекарственных препаратов в России на уровне +9% в рублях и +9% же в упаковках, то другие оценивают темпы роста в пределах +2% в рублях и -2% в упаковках.



Нет единодушия
На самом деле единодушия в этом вопросе быть не может, другое дело, что подобной разницы в оценках никогда не наблюдалось, обычно аналитические агентства расходились максимум на единицы процентов. Тут надо сделать пояснение: на самом деле никто достоверно с точностью до упаковки или рубля ни объем, ни динамику рынка, конечно же, не знает.

Это просто невозможно сделать физически, если, конечно, не представить себе, что каждая аптека (или каждый потребитель) передает сведения в некую единую информационную систему. Такой сервис сейчас, кстати, находится в стадии формирования, но это все же вопрос относительно недалекого будущего.

Так что сейчас и в нашей стране, и за ее пределами применяются специальные методы оценки (экстраполяции), грубо говоря, собирается детальная информация по ограниченному количеству аптек, затем домножается на специальные коэффициенты. В зависимости от того, насколько правильно сформирована выборка и как рассчитываются те самые коэффициенты, зависит точность полученной информации. Вообще, конечно, это довольно специальный вопрос, в который мы сейчас вдаваться не будем, тем более что даже в рамках данного метода действует огромное разнообразие и подходов к расчетам, и источников исходных данных.

Но вернемся к динамике. Конечно, рост рынка на 9% выглядит куда интереснее динамики +2%. Бо́льшую сумму не стыдно показать вышестоящему зарубежному руководству и попросить дополнительные маркетинговые бюджеты. Или поставить задачу собственным сотрудникам расти хотя бы не ниже рынка. Да мало ли может быть мотивов... Только вот помимо сакральной роли у чисел, выражающих динамику развития рынка, есть вполне практическое применение. И чтобы потом не было мучительно больно, нужно, чтобы расхождения с реальностью находились хотя бы в пределах статистической погрешности.



Почему не быть росту 9%
Теперь главное, почему +9% нет и быть не может. Ну, во-первых, фармрынок, даже несмотря на уникальное положение лекарственных препаратов в потребительской корзине, не может развиваться в отрыве от общей макроэкономической ситуации. Официальная статистика Росстата по итогам периода январь-ноябрь 2018 года показывает динамику реальных располагаемых доходов населения на уровне -0,1% к аналогичному периоду прошлого года (например, здесь).

Если у потребителей становится меньше свободных средств, естественно, и тратить они будут меньше. По ссылке также легко убедиться, что оборот розничной торговли всеми потребительскими товарами за этот же период вырос всего на 2,6%. Кстати, в докризисный период, в 2012-2013 годах, реальные доходы населения росли в среднем на 4-4,6%, а оборот розничной торговли показывал динамику 4-6,3%.

Скептики скажут: ну это же Росстат, его только ленивый не критиковал, вот и руководитель у ведомства сменился... Наверняка считают неправильно! Но тут есть еще одно но, если бы в российской экономике все было отлично, наверное, вряд ли бы нашу страну начали покидать один за другим крупные иностранные ретейлеры, такие как «К-раута», MediaMarkt и Castorama.

На фармрынке иностранцев почти нет, но похожих примеров тоже достаточно, взять хотя бы сделки по продаже сетей «Самсон Фарма» или «Казанских аптек», а ведь эти структуры считались одними из наиболее благополучных в отрасли.

Наконец надо разобраться, откуда вообще товар берется на рынке, для того чтобы обеспечить подобную динамику.

Производство лекарственных препаратов в России за январь-ноябрь 2018 года показало прирост +1% в деньгах и -5,6% в упаковках (подробно здесь), поставки импортных готовых лекарств в нашу страну за январь-октябрь 2018 года увеличились в рублях на 1,5% и сократилась на 7,6% в упаковках.



Инфляция и псевдодистрибуция
Конечно, можно предполагать, что ранее ввезенный и произведенный товар поступает в товаропроводящую сеть со складов, но любой дистрибьютор на рынке подтвердит, что проблема затоваренности никуда не исчезла, первичные отгрузки на оптовом рынке не растут. Более того, они усугубляются проблемами псевдодистрибуции (переливами товара из розницы обратно на оптовый рынок), значительные объемы по документам считаются проданными, на самом деле они зависли в разных звеньях товаропроводящей цепочки.

Конечно, есть еще элемент инфляции — за счет значительного роста цен даже при сокращении натурального спроса рынок может обеспечивать значительный рост, так было в том числе в 2008-2010 годах. Но, увы, инфляция на рынке лекарств по итогам января-ноября 2018 года не просто низкая — она отрицательная (-0,5%). Причины здесь и в макроэкономике, и в активном влиянии на процесс ценообразования со стороны регуляторов. Достаточно вспомнить историю взаимоотношений ФАС России и компании «АстраЗенека», итогом которых стало сокращение зарегистрированных цен на «Нексиум» и ряд других препаратов компании.

Для полноты картины можно еще вспомнить про розничную наценку, в 2018 году она достигла минимальных за всю современную историю российского фармрынка значений, более того, за счет возможности получения бэк-маржи отдельные наименования лекарственных препаратов продаются с нулевой и даже с отрицательной розничной наценкой, так что значимого влияния на динамику рынка этот фактор также оказать не может.

Ну и уже совсем неочевидное — открытие новых аптек. В 2018 году количество аптечных учреждений в России выросло примерно на 1 тыс. Безусловно, даже сам факт загрузки этих структур товаром может обеспечить рынку дополнительную динамику на уровне sale-in (отгрузка дистрибьютора) в пределах 1-1,5%, по факту получится меньше, так как аптеки открывались не одномоментно, кто-то из них проработал полгода, а кто-то всего пару месяцев.

В общем, если не рассматривать вариант «материализации чувственных идей», 9% динамики в розничном сегменте российского фармрынка ни в денежном, ни тем более в натуральном выражении получиться не может! И это как раз тот случай, когда больше — не означает лучше. Принятие реальности, даже несмотря на то что она выглядит не слишком оптимистично, все же правильнее.