Дмитрий, мы с вами общались в январе, вы уже тогда знали, что продадите свое детище?
— Я знал, что рано или поздно буду продавать бизнес, в разное время мы были в переговорах с разными компаниями, в том числе и с Hobby World. Но конкретики достигли только в марте.

Вы тогда говорили, что отошли от оперативного управления, это была подготовка к продаже?
— Да.

Почему все-таки продали?
— Я занимался «Мосигрой» 10 лет, мне нужно дальше двигаться, делать что-то новое. Не скажу, что делал «Мосигру» на продажу, нет. Я вкладывал в нее всего себя, но понимал, что с большой вероятностью это кончится продажей.

Может быть, рынок настольных игр достиг потолка и вы не видите перспектив развития этого бизнеса?
— Дело не в этом — рынок растет, и там еще есть куда двигаться. В небольшой Германии игр продается в несколько раз больше, чем во всей России. Консолидация в этом смысле отличный шаг, дает немало возможностей.
Просто для меня пришла пора делать следующий шаг. То, чем я хотел бы заняться дальше, должно быть более технологично и международно. Розничный бизнес — достаточно консервативная история, а розничный бизнес в настольных играх — еще более сложный. С одной стороны, он защищен русским языком, потому что игры языкозависимые, но обратная сторона этой защищенности — сложность при экспорте бизнес-модели. А я хочу делать более международный проект.

Опять же в январском интервью на вопрос, каким вы видите «Мосигру» через 10 лет, вы сказали, что хотите трансформировать компанию в международную. Нынешняя продажа — это ведь не совсем то, о чем вы тогда говорили?
— Как раз наоборот, холдинг Hobby World, насколько я знаю, ставит задачи в том числе и по международной экспансии. Но лучше об этом спросить у них.

В СМИ оценили проданный вами бизнес в 200-250 млн рублей. Насколько это точная цифра?
— Давайте я не буду комментировать цифры.

Дмитрий Кибкало о том, как создал бизнес, благодаря детской игре «Шакал»



На чем сосредоточитесь сейчас?
— Прямо сейчас собираюсь осуществить давнюю мечту: поехать учиться в Стэнфордскую бизнес-школу (в 2018 году Стэнфордский университет занял первое место в рейтинге самых инновационных университетов мира по версии агентства Reuters. — Ред.). Плюс продолжу заниматься консалтингом, менторством. Ну и бизнесом, конечно. Из действующих проектов у меня остаются сеть футбольных школ «Метеор», магазин товаров для ремонта (220pro.ru и molter.ru). Но с этими проектами удалось выстроить работу так, что они не требуют полной включенности и позволяют заниматься другими делами. Хочется сделать что-то большое, значимое и выскотехнологичное. Есть много идей разной степени проработки. Пока не готов сказать, что именно воплотится в жизнь.

Новые идеи не из той же развлекательной сферы, где остается «Мосигра»?
— Нет, не из той же.

Вы еще вкладываетесь в создание игр для голосовых приставок?
— Да, мы с бизнес-партнером продолжаем вести этот проект. Но от коммерческого релиза мы пока далеки. Если все получится, то будет хорошо. Если нет, то это так и останется попыткой, которая, как говорится, не взлетела.

Почему именно Стэнфорд? Чему будете там учиться?
— Современному взгляду на предпринимательство.
Стэнфорд — один из лучших университетов в мире для предпринимателей. Хочу набраться самых передовых знаний и идей. И повариться в мировом бизнес-сообществе.
Мой опыт показывает, что в бизнесе важны связи. Поясню, что я имею в виду. 15 лет прошло с тех пор, как я окончил МГУ, но до сих пор большинство бизнес-контактов — оттуда. Партнеры по бизнесу, контрагенты, сотрудники — многие из них — это знакомые по универу. Я понимаю, что очень важно сообщество, которое формирует учебное заведение. Мне довелось учиться в лучшем вузе России, хочу испытать то же самое в мировом масштабе.
Надеюсь вернуться с новыми идеями и новым подходом к бизнесу. А еще проработать свои текущие идеи и проекты.

Значит ли это желание международного масштаба, что вы начнете дело вне России?
— Я пока планирую жить в России и вижу тут много возможностей для бизнеса.

Как ищете идеи для бизнеса?
— Я постоянно мониторю сайты и форумы: российские, бразильские, индийские, китайские (китайский, правда, пока в переводе) — ищу новые идеи и стартапы. Это просто интересно. Общаюсь с теми, кто что-то делает. Часто идеи рождаются в разговоре с умными людьми.
Еще метод — смотреть широко открытыми глазами. Когда бываю в поездках, стараюсь наблюдать: что есть у них и чего нет у нас. Я каждый год езжу в Нью-Йорк и всегда приезжаю с парочкой новых идей.
Еще новые возможности прячутся там, где что-то неудобно, некачественно сделано или чего-то не хватает. Я часто учу студентов, что любой косяк у конкурента (долгое ожидание заказа, отсутствие необходимого товара, невежливый персонал) — это на самом деле возможность вырастить на этом месте новый бизнес, где все будет сделано по уму.