18 декабря несколько СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что в компаниях группы «Сафмар», принадлежащей Михаилу Гуцериеву, проходят обыски. Новости отразились на торгах Мосбиржи: акции сети «М.видео-Эльдорадо» в ходе торгов в среду упали более чем на 9%, до 502,6 рубля за штуку. «Сафмар» купил «М.видео» за 45,5 млрд рублей в 2016 году. На открытие торгов на Московской бирже капитализация компании составляла 99,7 млрд рублей. При максимальном падении, когда стоимость акций упала до 502,6 рубля, компания подешевела более чем на 9 млрд рублей.
«Вероятно, кто-то из инвесторов негативно отреагировал на сообщения в СМИ и решил сокращать позицию в бумагах компании, а из-за небольшой ликвидности мы наблюдаем такое колебание ее стоимости», — заявил РБК аналитик «Уралсиба» Константин Белов. К закрытию торгов на Мосбирже курс акций подрос до 517 рублей за штуку.
Mash, Baza и «Ведомости» со ссылкой на источники сообщали, что следственные действия связаны с делом о контрабанде нефти. В группе «Сафмар» заявили РБК, что информация об обысках не соответствует действительности. Михаил Гуцериев назвал происходящее провокацией.
О том, какие задачи ставил «Сафмар» после объединения «М.Видео» и «Эльдорадо», читайте здесь
2. Aliexpress хочет выдавать покупку через постаматы
«Aliexpress Россия» за год планирует довести долю доставок через постаматы до 20% от общего числа заказов. Для этого логистическая компания «Цайняо», входящая в Alibaba Group, улучшает маршруты и расширяет сеть точек выдачи. Основной партнер в доставке покупок на Aliexpress из-за рубежа — «Почта России». На нее, по данным «Aliexpress Россия», приходится более 80% заказов, остальные доставляют партнеры.
Aliexpress тестирует доставку в постаматы на протяжении 3 месяцев вместе с крупнейшим российским онлайн-ретейлером X5 Retail Group: онлайн-заказы выдаются в постаматах и на кассах принадлежащих X5 магазинов «Пятерочка». По результатам теста 90% заказов доставлены менее чем за 15 дней, отчитались компании. Сейчас средний срок доставки «Почтой», по данным компании, — около 25 дней в зависимости от региона. На Москву, Екатеринбург и Новосибирск и их области приходится более половины заказов Aliexpress. В планах компании увеличить число партнеров по постаматам, работать с крупными розничными сетями. «Цель — обеспечить доставку товаров из-за границы для жителей крупных городов не более чем за 10 дней», — цитируют «Ведомости» гендиректора «Aliexpress Россия» Дмитрия Сергеева.
Рейтинг компаний с пунктами выдачи заказов смотрите тут
3. «Магнит» займется цифровой рекламой
«Магнит» в партнерстве с компанией Aggregion запускает открытую платформу с цифровой рекламой, которая будет предоставлять маркетологам доступ к обезличенным данным аудиторий, собирающимся с помощью карт лояльности ретейлера и партнеров платформы. Программа лояльности «Магнита» была запущена в августе, уже выдано более 17 млн карт, к концу года их число вырастет до 20-23 млн, рассказали «Коммерсанту» в компании. «Магнит» ранее уже имел опыт монетизации данных, сотрудничая с агентствами по таргетингу для рекламы, а также в рамках клиентской аналитики для FMCG-производителей. Платформа разработана на основе решения компании Aggregion. Предполагается, что ее пользователями станут медийные агентства, а также глобальные и локальные бренды, которые смогут с ее помощью настраивать рекламу в Интернете, в том числе формировать сегменты клиентов по поведенческим атрибутам и категориям товаров, а также выгружать аудитории в популярные рекламные площадки Mail.ru Group, «Яндекса», Facebook, Gazprom-Media Digital (GPMD) и др.
Интервью с директором по управлению розничной сетью «Магнит» Русланом Исмаиловым можно почитать здесь
Производитель Monsoon Accessorize, которому пришлось покинуть Россию в 2017 году из-за проблем франчайзи, ведет переговоры с новым партнером о возвращении на рынок РФ. О том, что бренд женской одежды и аксессуаров Accessorize может вернуться в Россию в 2020 году, «Коммерсанту» рассказали два консультанта на рынке торговой недвижимости. По их словам, переговоры о получении мастер-франшизы ведет предприниматель Вячеслав Шикулов, который развивает в стране магазины чемоданов, рюкзаков и т. п. Samsonite и одежную сеть Guess. В октябре он учредил в Москве ООО «Акссессорайз-рус» для розничной торговли в специализированных магазинах. Британская Monsoon Accessorize управляет магазинами под брендами Monsoon, Monsoon Children и Accessorize. Сегодня включает около 270 точек во всем мире.
В России Monsoon Accessorize впервые появилась в 2002 году, выйдя на рынок с помощью франчайзи. Но спустя 2 года Monsoon Accessorize начала развиваться в РФ самостоятельно, выкупив сеть у владевшей тогда мастер-франшизой компании «Анфорд». В 2016 году права на дальнейшее развитие брендов Accessorize по мастер-франшизе перешли к ретейлеру Podium Market. Газета «Ведомости» со ссылкой на нового владельца марки Эдуарда Киценко тогда сообщала, что сделка была безденежной: выкупив товарные запасы, он получил права аренды и торговое оборудование. К этому моменту сеть Accessorize насчитывала 70 магазинов под брендами Monsoon и Accessorize. Однако вскоре у Podium Market начались проблемы: в 2017 году закрылся последний магазин британской марки, а годом позже компанию господина Киценко признали банкротом.
5. «Сберлогистика» и Hermes Russia договорились о сотрудничестве
Дочерняя структура Сбербанка — компания «Сберлогистика» расширяет сеть пунктов выдачи посылок в сотрудничестве с крупнейшей федеральной сетью офисов доставки Hermes Russia. По соглашению между компаниями, клиенты «Сберлогистики» с начала 2020 года смогут получать свои посылки в любой из 1635 точек сети Hermes по всей России, сказано в сообщении компании.
«Проект с Hermes — шаг на пути к реализации стратегии нашей компании по формированию федеральной сети пунктов выдачи посылок в шаговой доступности для клиентов, — говорит генеральный директор «Сберлогистики» Сергей Малышев. — Мы идем по пути создания сети не только с наибольшим географическим охватом, но и с высокой плотностью расположения точек. Вот почему «Сберлогистика» наравне с развитием собственной инфраструктуры активно наращивает партнерские сети».
Сейчас «Сберлогистика» располагает сетью из 6 тыс. пунктов приема и выдачи посылок. В 2020 году их дополнят более 2 тыс. постаматов в магазинах «Дикси», 2,5 тыс. отделений Cбербанка и 5 тыс. постаматов в 800 городах России. В 19 крупнейших российских городах работает собственная курьерская служба «Сберлогистики», в 465 — партнерские курьерские сети. Кроме того, компания строит федеральную складскую архитектуру. Складские площади класса А открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону.
О выходе структур «Сбербанка» на рынок доставки продуктов читайте здесь
6. Hoff начал продажи через маркетплейс
Один из крупнейших продавцов мебели и товаров для дома в России — Hoff впервые начал онлайн-продажи через маркетплейс, партнером стала площадка goods.ru. До сих пор Hoff продавал через собственные офлайн- и онлайн-магазины. Основанная Михаилом Кучментом и Александром Зайонцем сеть Hoff — второй после ИКЕА продавец мебели и товаров для домашнего интерьера в России: она управляет 43 розничными точками.
Hoff пока продает на goods.ru только малогабаритные товары — всего более 15 тыс. товаров, рассказал «Ведомостям» Михаил Кучмент: бытовую химию, интерьерные вещи, небольшую мебель — стулья, комоды и проч. Крупногабаритные вещи, например диваны или шкафы, пока не будут продаваться на маркетплейсе, но в будущем это планируется, добавил он. Пока же заказать товары Hoff можно c самовывозом: выбрать товары на площадке, зарезервировать их и забрать в течение часа в офлайн-магазине Hoff. Сейчас к сервису подключено 13 магазинов Hoff в Москве и области, остальные присоединятся в I квартале 2020 года, уточнили в goods.ru.
Топ-10 DIY-сетей России можно посмотреть здесь
7. Андрей Рогачев продает три своих рынка
Компания «М1» одного из основателей розничной сети «Пятерочка» Андрея Рогачева продает подконтрольные ей Каширский, Коптевский и Северный рынки в Москве: объявления об их продаже появились на портале ЦИАН. Собеседник «Коммерсанта» на рынке недвижимости подтвердил, что собственник решил реализовать рынки как арендный бизнес, попросив брокеров активно их предлагать. Объекты работают под брендом «Ветерок». Каждый из них оценен в 750,7 млн рублей. Представитель Андрея Рогачева заявил, что окончательное решение о продаже объектов пока не принято: идут предварительные переговоры и консультации для определения цены по двум рынкам.
Директор по продаже торговой недвижимости Knight Frank Ирина Демьяненко называет установленную за рынки цену завышенной. По ее словам, все эти объекты — потенциальные районные торговые центры площадью до 10 тыс. м2, стоимость которых оценили в 60 тыс. рублей за 1 м2 будущей площади. При этом на рынке есть другие предложения с оформленной документацией по цене от 6 тыс. до 20 тыс. рублей за 1 м2. По подсчетам консультанта, ставка капитализации, применимая к подобного рода торговым объектам, — 11–11,5% годовых.
Покупка этих объектов может оказаться рискованной: о намерении ее оспорить уже заявила Gremm Group Михаила Горяинова, который ранее был партнером господина Рогачева, а теперь ведет с ним спор за активы.
8. «Гринн» подтвердил продажу активов
Основатель и бывший основной владелец курской корпорации «Гринн» Николай Грешилов подтвердил информацию о продаже бизнеса. «Действительно, у корпорации «Гринн» теперь появился новый владелец. Ему стали принадлежать все 100% АО», — прокомментировал «Моллы.Ru» предприниматель. Николай Грешилов не называет покупателя компании. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что новым собственником «Гринна» стали структуры, владеющие букмекерской компанией 1xBet, а сумма сделки составила около 19 млрд рублей. Продажа компании стала частью сделки по переуступке ее долгов перед банками на общую сумму 24 млрд рублей. По словам Николая Грешилова, проблемы внутри компании начались после финансового кризиса 2013 года, с резким увеличением ставок по кредитам. В этих условиях корпорация вынуждена была достраивать три торговых центра и два гипермаркета. Бизнесмен отмечает, что новый собственник сможет вернуть вложенные в компанию средства за 5-6 лет. Чистую прибыль «Гринна» в 2019 году Грешилов оценивает более чем в 1 млрд рублей.
9. «Юлмарт» теряет ассортимент и закрывается в регионах
Интернет-ретейлер «Юлмарт» оптимизирует бизнес с закрытием собственных представительств на региональных рынках. На сегодняшний день у компании в портфеле остается только несколько объектов в Москве и Санкт-Петербурге. По данным источников на рынке, компания также полностью сократила IT-отдел в петербургском офисе.
Одновременно в интернет-магазине «Юлмарта» отмечаются проблемы с поставками товаров. Как сообщает «Коммерсант», в разделе «Смартфоны» на сайте представлено всего 40 моделей, из которых только 12 доступны для заказа. Для сравнения: в крупных интернет-магазинах их число приближается к 1 тыс. В пресс-службе «Юлмарта» отмечают, что закрываются длинные и высокозатратные логистические цепочки. Компания продолжает работать с собственной инфраструктурой в Центральной России, а также на северо-западе страны, но переходит на партнерские пункты выдачи в других регионах. Перемены в работе «Юлмарта» эксперты связывают с продолжающимся акционерным конфликтом. По оценкам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, интернет-ретейлеру необходимо пополнить оборотный капитал как минимум на 3 млрд рублей. Ранее сообщалось, что участники рынка не исключают возможности приостановки работы интернет-магазина до конца 2019 года.
Интервью с совладельцем «Юлмарта» Дмитрием Костыгиным смотрите тут
10. М.видео» отдаст часть своих магазинов под кофейни Cofix
Кофейни Cofix откроются в нескольких магазинах «М.видео». Первое кафе в «М.видео» открылось в магазине около станции метро «Алексеевская» в Москве. По словам представителя группы «М.видео-Эльдорадо» Валерии Андреевой, это пилотный проект и в зависимости от его результатов кофейни могут появиться в других магазинах в Москве, Московской области и регионах России. В отличие от городских кафе Cofix, в «М.видео» сокращенное меню — сэндвичи, салаты и завтраки, рассказала «Ведомостям» директор по недвижимости сети кофеен Елена Карамышева. Средний чек у Cofix в «М.видео» — 111,6 рубля, а во всей остальной сети, по данным на ноябрь 2019 года, — 134,1 рубля, говорит Карамышева. На открытие кофейни площадью 6 м2, по данным Cofix, требуется 1,5 млн рублей.
«М.видео-Эльдорадо» уже открывала собственные кофе-зоны в магазинах мобильной техники m_mobile. В каждом из 18 салонов этой сети клиенты могут выпить кофе, который готовят сотрудники магазина. По словам Валерии Андреевой, m_mobile и проект с Cofix — два совершенно разных формата, которые решают разные задачи. M_mobile — небольшие кофе-зоны с бесплатными для посетителей напитками, часть «сервиса приятных впечатлений». А проект с Cofix — это профессиональная кофейня в магазине, где есть более полное меню напитков, бариста, выбор еды: это один из способов и привлечь, и развлечь покупателей. Но у «М.видео» нет опыта в общепите, чтобы предоставить клиентам профессиональные услуги кофейни, как это делает Cofix, добавляет представитель ретейлера.