Первым торговым комплексом, где побывал Вальдемар Вайсс в сопровождении исполнительного директора Smart UP CG Михаила Горшихина, стал ТРК «Атриум». Объект для дебютного анализа был выбран неслучайно. Это сооружение поистине эпохальное — один из первых профессиональных торговых комплексов не только столицы, но и всей страны. Много раз за свой долгий век «Атриум» менял собственников и арендаторов, несколько раз его переделывали как внутри, так и снаружи, но он всегда оставался самым большим торговым комплексом в формате "средний плюс" на Садовом кольце и одним из самых привлекательных ТЦ Москвы, по мнению покупателей и инвесторов.

Справка о ТРК «Атриум»


Адрес: Москва, ул. Земляной Вал‚ 33
Дата открытия: 1 мая 2002 года
Тип объекта: торгово-развлекательный центр
Собственник: московская компания «Ингеоком». Ее создал в 1988 году Михаил Рудяк, а после его смерти, в 2007 году, компания принадлежит его вдове и детям. Строительным подразделением "Ингеокома" с 2016 года владеет банк ВТБ.
Общая площадь (GBA): 103 500 м2
Арендная площадь (GLA): 40 500 м2
Этажность: четыре уровня под торговлю
Парковка: 700 мест


Локация
«Атриум» вырос на необычном месте — прямо перед Курским вокзалом. Его уникальное местоположение в рамках Курского транспортно-пересадочного узла — залог стабильного потока потенциальных потребителей товаров и услуг.

Здание и фасад
Здание «Атриума» сразу притягивает взгляд. Особенно его фасад, который в последнее время превратился в «холст» для творческих экспериментов уличных живописцев со всего мира. К этому фасаду прикасались руки таких известных представителей стрит-арта, как Shepard Fairеy и Tristan Eaton из США, Felipe Pantone (Испания), WK Interact (Франция), D*Face (Англия), Pokras Lampas (Россия) и др. Это не просто фасад — это глоток свежего воздуха в культуре современного граффити. Яркий, динамичный, интересный образ ТРК с порога создает атмосферу особенного места для тусовок, которая импонирует и москвичам, и любопытствующим туристам.



Но создать такой фасад не смог бы никто, кроме «Атриума». Почему? Вот простой пример для сравнения. У нас недалеко от «Атриума» есть торговый объект, где нужно было согласовать вывеску магазина «Кенгуру». Мы с этой задачей измучились. Пришлось размещать рекламу внутри помещения. И видно ее в итоге только сквозь окна на фасаде. Других вариантов на Садовом кольце быть не может. Но… у «Атриума» в свое время был особый статус, поскольку часть его бизнеса принадлежала правительству Москвы. И теперь ему, видимо, по инерции, можно даже то, что всем остальным нельзя. Надо сказать, в случае с фасадом это большое благо. Получилось действительно круто — что-то в стиле «Окон Роста» и даже интереснее благодаря смешению художественных стилей.

Аудитория и трафик
В данный период жизни ТРК позиционирует себя как место для молодежного шопинга (и яркий фасад — один из элементов этого образа). Но так было не всегда. Несколько лет назад у «Атриума» были претензии на статус лакшери-молла. Правда, длилось это недолго. И, как говорится, не сложилось. Почему? Потому что для элитного статуса этому торговому комплексу не хватает камерности и приватности.

В выходные дни (особенно в субботний вечер) в ТРК набивается очень много народа — так много, что торговые галереи превращаются в дороги с интенсивным движением. Но граждане фланируют по объекту просто так — чтобы на людей посмотреть и себя показать. И в этом людском потоке подозрительно мало людей с брендовыми пакетами, зато полным-полно граждан с чемоданами. Поскольку наш народ обычно не ходит на шопинг с чемоданами и тележками на колесах, вывод один — это все-таки пассажиры с Курского вокзала, зашедшие в молл провести время и погреться. Именно они создают толпу, где яблоку негде упасть. Но публика на объекте спокойная, не агрессивная. По ней даже незаметно, что Москва была большой деревней. Теперь она — большой кишлак.

Магазины между тем пугают пустотой (народу там не больше, чем субботним вечером у меня в офисе), а их персонал пребывает в печали. И это не обман зрения. Опрошенные арендаторы подтвердили, что основные продажи в «Атриуме» приходятся на будни. И связано это, как ни странно, с офисным окружением торгового комплекса. Вокруг «Атриума» много бизнес-центров и различных учреждений. Поэтому торговый центр востребован целый день, как столовка офисного планктона. Менеджеры всех мастей на ход ноги совершают там необходимые в быту покупки, органично дополняя собой покупательский трафик из местных жителей и туристов.

Парковка
Парковка «Атриума» на протяжении многих лет неизменно сложна и неудобна. Она совершенно не соответствует ни формату объекта, ни представленным там брендам.

При въезде на паркинг активирована система «блондинки минус» — постоянные перестановки стрелочки на мониторе этой чудо-техники запутают кого угодно. А выезжая с парковки перпендикулярно, даже опытный водитель (не только блондинка) может легко воткнуться в пенди-параллельно движущийся вдоль стены автомобиль.

И еще забавный момент. Один из входов на парковку «Атриума» упирается прямо в магазин «Леди и Джентльмены». Учитывая количество жаждущих отыскать лифт на парковку, это для магазина большой плюс. А вернее, дополнительный неконверсируемый поток покупателей. Хоть билеты на лифт продавай, честное слово.

Планировки и логистика
Полное отсутствие профессиональной навигации — главный недостаток «Атриума». Даже без анализа ДНК понятно, что люди, управляющие этим ТРК, в тесном и безусловном родстве с Иваном Сусаниным.

Полное отсутствие навигации при безумных вложениях в интерактивную среду объекта, в его общий дизайн не просто удивляет, а создает атмосферу квеста. Задача «найди магазин» становится сложным интеллектуальным упражнением. Почему не оснастить торговый центр современной системой навигации или элементарными картами и указателями? Возможно, цель тех, кто планировал этот ТРК, — развивать коммуникативные навыки посетителей? Если да — они ее достигли. Ведь для поиска нужной торговой точки придется раз десять подойти к покупателям, охранникам и продавцам с вопросом а-ля «как пройти в библиотеку».

Доходит до смешного. Я был свидетелем сцены, когда молодой человек заметил на эскалаторе девушку с пакетом нужного ему магазина и начал громко и отчаянно интересоваться, как туда попасть. Возможно, в результате такого неформального контакта кто-то из гостей молла создаст новую ячейку общества. Дело, как говорится, молодое и правое. Но если задача собственников ТРК все-таки не в улучшении демографической обстановки, а в увеличении трафика, торгового оборота и в конечном счете арендных ставок — с этим надо что-то делать.

Пока же способностью ориентироваться в «Атриуме» обладают только те, кто перед походом по магазинам скачал с сайта ТРК интерактивную карту-путеводитель или загрузил Apps. Но на такую дальновидность обычный человек неспособен. Тем более гость столицы, который бегает по этажам с чемоданом.

Бренды и магазины
Лучше всего в этом ТРК, судя по движению внутри магазинов, работают недорогие бренды одежды вроде Uniqlo. Также неплохо чувствуют себя Calzedonia и Intimissimi. Но магазины, расположенные в дальних уголках ТРК, вниманием покупателей явно обделены. «Волны» покупательской активности затухают гораздо раньше, чем достигают этих закоулков. Казалось бы, логично расположены в «Атриуме» Zara, Zara Home и H&М. Но в субботний вечер покупателей, стремящихся оценить их новинки, можно было бы сосчитать по пальцам.

ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Архив «ММ»
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Архив «ММ»
ТРЦ Атриум (Москва)
ТРЦ Атриум (Москва)Архив «ММ»

    
Зато быстровозводимые магазины (pop up store) в «Атриуме» действительно радуют глаз и приятно удивляют. Они очень круто смотрятся в центральном атриуме. Я нигде больше не видел такую быструю и качественную смену магазинов этого формата, а также такого многообразия представленных там товаров. Магазины в формате pop up store положительно влияют на популярность торгового комплекса у посетителей и позволяют арендаторам увеличивать продажи. Добавить бы к ним еще грамотную навигацию, чтобы закрепить успех. Но у нас, к сожалению, главный двигатель торговли не высокие технологии, а «жареный петух».

Еда и развлечения
Фуд-корт торгового центра достоин особого внимания. Вообще-то их два: зона фастфуда и пространство с ресторанными концепциями. Первая недавно отремонтирована и переделана. Но… очевидная цель — создать красивое место, где можно поесть свежие и вкусные блюда, в данном случае недостигнута.

Зона для неспешного перекуса в кругу семьи в простой, но приятной атмосфере — не сложилась. Нет уголка для тех, кого вчера немного колбасило, а сегодня пельменит от души. Нет оригинальных интерьеров, адаптированных под конкретную кухню мира. Не хватает «атмосферных заведений» с интересной фишкой.

Исключением, пожалуй, является «Фарш» Аркадия Новикова. А все остальные операторы выбраны без души и сердца по принципу: «Качает же, же есть же». Модные нынче стартап-бренды с неповторимыми концепциями, к сожалению, отсутствуют вовсе. Только жуйные жуйки для быстрой прожуйки. Хотя в таком месте просто необходим максимально широкий выбор операторов, кухонь, стилей, ценовых предложений и атмосферы.

Иная история со второй — ресторанной частью фуд-корта. Там представлены несомненно классные рестораны, которые стали украшением «Атриума». Это грузинский «Чачарум», итальянский «Зафферано» и еще парочка небольших, но хороших заведений. Летом в этой же части фуд-корта открывают несколько небольших террас, что можно только приветствовать.

Отдельно хочется отметить замечательную концепцию магазина-кафе «Республика». Он расположен отдельно от фуд-корта. Молодежь с книгами, запах кофе, предупредительный, ненавязчивый сервис. Короче, весна и рок-н-ролл круглый год — место, где можно демонстрировать свое счастье, не отравляя жизнь знакомых.
Зато к развлекательной составляющей «Атриума» есть вопросы. В торговом комплексе работает кинотеатр. Не знаю, насколько он успешен, но чтобы выполнять задачу «развлекая — привлекай», одного кинотеатра явно мало.
  
Туалеты
Туалеты «Атриума» наконец-то стали бесплатными. И это большая радость. Потому что на протяжении многих лет туалетные комнаты в этом торговом комплексе работали как якорные арендаторы. При этом качество их основной санитарно-гигиенической функции оставляло желать лучшего.

Вывод
В недвижимости мы видим отражение истории. Это не зеркало, но молот, кующий среду для формирования сознания поколений. «Атриум» — дитя своего времени, сохранившее свою уникальность и позитив. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах. И над этими мелочами необходимо поработать, чтобы не потеряться в новом мире с новыми концепциями и тенденциями.

Справка

Вальдемар Вайсс, глава российского филиала компании Munitor Gruppe:

Родился в 1967 году в СССР. Выпускник Сыктывкарского государственного университета, EVMI (Лондон – Франкфурт на Майне), а также немецкой академии недвижимости IREBS при университете Регенсбурга. Занимал ответственные позиции в девелоперских и управляющих компаниях. В частности, представлял интересы УК фондов недвижимости Wermuth Asset Management и Accent Real Estate Investment Managers. В его портфеле - участие в реализации 15 проектов ТРК в России, в том числе, в 7-и проектах антикризисного управления и реконцепции. Награжден Премией Немецкой ассоциации Торговых центров GCSC за лучший проект в области редевелопмента торговой недвижимости.



Справка

Михаил Горшихин, исполнительный директор SmartUP Consulting Group, преподаватель MBA РАНХиГС: 


Родился в 1982 г. Окончил РЭУ им. Плеханова. Эксперт в области разработки нейминга, брендинга, креативных концепций, систем навигации, мероприятий открытия. Опыт работы -13 лет. Был руководителем более 20 проектов открытий торговых центров в России. Участвовал в работе над такими проектами, как: «Тюмень Сити Молл», «Columbus» (Москва), «Аура» (Ярославль); «Охотный Ряд» (Москва), «МЕГА» (Москва), «МореМолл» (Сочи), «Парк Хаус» (федеральная сеть моллов) и др. 
Член торгового комитета премий CRE Federal Awards и CRE Moscow Awards.