Извините, давайте еще раз вспомним начало 2020 года. Россия уже достигла своего особого «равновесия». Ее не способны расшатать ни фальсификации на выборах, ни «обнуление», ни отравление «берлинского пациента», ни легитимизированная коррупция. Наш новый русский мир, подобно чудовищу, хладнокровно переварил все недопустимые события и остался как бы выше всего этого. Казалось, вывести общество из этой сладкой комы принятия и равнодушия было совершенно невозможно. Но нет, пандемия привнесла в повестку не только вирус, болезни и смерти, но внезапно и гражданскую позицию. Вдруг давно забытые слова «конституция», «права человека», «выбор» вновь вошли в нашу жизнь. И пока граждане, восставшие против обязательной вакцинации, освежают в памяти вышедший из употребления демократический словарь, бизнес подсчитывает убытки и прерывает затянувшееся молчание. О нем мне и хочется сегодня поговорить. Мне, крошечному петербургскому предпринимателю, 18 лет проработавшему в сфере общественного питания.

Что же это были за годы? Для ресторанной сферы Москвы и Петербурга они оказались выдающимися. Рынок вырос в разы, его участники стали эффективными, идейными и часто талантливыми. Регламенты упростились, налоговые ставки снизились, проверки сократились. Современный ресторатор научился оптимизировать процессы, изобретать великие блюда, создавать авторские интерьеры, но не научился быть гражданином. Он, как и его предшественник из 1990-х или нулевых, изо всех сил дружил с властью, продолжал ей «заносить», не высовывался и, зачастую, платил черную зарплату. Бывает, бизнес проявлял несогласие с системой, как правило, широкая общественность узнавала об этом, когда дело доходило до реального закрытия того или иного заведения (возможно, кто-то вспомнит или «погуглит» истории с кафе «Бейрут», Zoom, Black China и тд). В остальном – мир ресторанный и мир за его пределами оставались двумя параллельными вселенными, которые не торопились встретиться.

И тут случилось страшное. Власть, которую Horeca много лет кормила с руки, - предала. Чиновники, накладывающие пандемийные ограничения, из надежных партнеров в считанные недели превратились в ничего не воспринимающих индивидуумов. Никакие меры не смогли утешить предпринимателей. Во-первых, эти меры не покрывали всех убытков, а во-вторых, воспользоваться ими чаще всего мог бизнес, сохранивший штат сотрудников. А таких дураков оказалось немного. На рынке труда сформировалась целая армия уволенных одним днем работников. В привычной рабской манере они были благодарны хозяевам за то, что те расплатились за отработанное и пообещали взять обратно, когда все закончится. Многие в сферу общепита так и не вернулись, приняв выгодные предложения стремительно растущего сегмента доставки.

С той весны возмущение не стихает. Участники рынка общепита пишут гневные посты, разоблачают систему, объединяются в сообщества – сообщества против власти и произвола, но не против ковида. Вот уже год я с грустью слежу за контентом двух профессиональных групп рестораторов и отельеров. В них что только не прочтешь – одни диспуты на тему подарков для именинников-взяточников чего только стоят. Есть, конечно, и «социалочка» – гололед, мусор, крысы. Но обнаружить вовлеченность бизнеса в проблемы эпидемии и смертности, - большая редкость, эта повестка другого мира, как и «Мемориал», иноагенты, пытки и пр. Между тем, ресторанная отрасль является важным звеном в цепочке распространения, как инфекции, так и информации.

Просветительская работа, осознанное соблюдение правил безопасности, готовность инвестировать в здоровье сограждан, в том числе через упущенную выгоду и временные операционные убытки, - все это могло бы быть важным вкладом. За прошедшие два года ни одной подобной дискуссии в профсреде мне, к сожалению, встретить не удалось. Думаю, бытовая логика приблизительно такова: «пока еще не все клиенты умерли – к смертности мы относимся философски. Другое дело, если эпидемия выкосит существенную часть потребительского потока и наступит реальная угроза бизнесу, - с этим надо будет что-то делать». Или «пока дают зарабатывать и не закрывают, права и свободы - это дела политические, мы же просто кормим людей».

То есть для современного российского бизнеса проблемой является только то, что напрямую создает угрозу рентабельности, все остальное - на периферии его внимания.


Я не знаю, какие меры борьбы с пандемией являются эффективными и правильными, а какие — глупыми и бессмысленными. Последний год я прожила в Европе, где ограничения были гораздо строже, а локдауны существенно длиннее. Но я точно знаю, что власть, общество и бизнес могут находиться в диалоге только, если, извините за пафос, они живут они на одной планете, и мир у них один, общий. И если в этом одном мире унижают, бьют, лишают свободы, – это касается всех, если в нем бушует эпидемия и люди умирают, как мухи, это тоже касается всех.

Так зарождается гражданское общество, которое допускает до государственного управления только тех, кто готов служить его ценностям и идеалам. В такой модели власть обязана соблюдать интересы граждан и бизнеса, доказывать собственную полезность, признавать ошибки и отвечать за них. Благодаря прозрачным институтам и двустороннему доверию, разногласия возникают реже и преодолеваются они цивилизованнее. Так что, если мы хотим видеть умную и эффективную власть, высокое качество жизни и благоприятный деловой климат – пора подключаться к формированию общества. Правда у этого пути есть себестоимость - скорее всего маржинальность с привычных 15-20% снизится до обычных европейских 5-7%. Но, кажется, это того стоит. Как минимум, часть этих инвестиций вернется в виде общественных благ, а глобально – мы сделаем то, что должно.