Состояние рынка и популярные концепции
Ресторанный рынок Сингапура — конкурентный, насыщенный, динамичный и, одновременно, привлекательный, в том числе для зарубежных инвесторов. Если проанализировать общий срез игроков, то можно увидеть достаточно большую долю иностранных компаний. Но Россию на этом рынке мы представляем практически в одиночку. По крайней мере, мне не неизвестно о других российских инвесторах и компаниях, работающих здесь в сегменте общепита. Во многом это связано, прежде всего, с огромным расстоянием. Удаленно контролировать такой бизнес очень сложно, а столь дальние перелеты на постоянной основе требуют значительных затрат времени, сил и средств.
В Сингапуре очень развита культура питания вне дома. Многие привыкли есть в заведениях или покупать готовую еду, часто в квартирах даже нет полноценных кухонь. Популярность представленных концепций определяется эмоциональным фактором Сингапура. В силу того, что основная часть населения – это китайцы, малайцы и индусы, на первом месте стоит китайская кухня. На втором – индийская. И на третьем – как они это сами называют, western food, под которым подразумевается европейская кухня во всем своем многообразии (итальянская, испанская, французская и пр.). Там она тоже хорошо распространена, так как в Сингапуре проживает и работает большое количество экспатов. Да и местное население крайне положительно реагирует на европейскую кухню. Отдельно отмечу, что здесь очень хорошо развита барная культура, существует огромное количество классных, интересных и уникальных барных концепций, очень развита миксология как таковая.
Почему Сингапур и True Cost?
Изначально мы не строили планов по выходу в Сингапур, все произошло в большей степени по воле случая. Наш партнер, с которым мы вместе в Москве развиваем один из ресторанов сети True Cost, переехал в Сингапур на постоянное жительство. И мы решили, что Сингапур как часть азиатского рынка – это интересный плацдарм для того, чтобы опробовать концепцию за пределами России. Инвестиции в проект оказались сравнимы с Москвой. Безусловно, все зависит от курса валют, но в целом, существенной разницы нет. True Cost – это концепция честных цен с платой за вход и напитками и блюдами по себестоимости. Концепция новаторская, которая была придумана и существовала в России и больше нигде в мире. И наша ставка сыграла. Мы провели рекламную и маркетинговую кампании, работали с блогерами. Достаточно быстро ресторан заполнился – спустя 2 недели работы мы получили очередь на входе.
#MEDIALIB_COLLECT_1168#
Рынок встретил концепцию хорошо, и это связано с тем, что преимущество и УТП True Cost очень грамотно «смэтчились» с локальными особенностями. С особенностями менталитета, в первую очередь. Дело в том, что азиаты по своей культуре в принципе больше едят, чем европейские посетители ресторанов. У них принято заказывать большее количество позиций и больший объем. А True Cost – это как раз та концепция, которая позволяет оптимально тратить деньги при условии того, что ты ешь и пьёшь много. Даже среди наших московских проектов – True Cost рекордсмены по удельному весу еды и объему напитков на человека. Просто в силу того, что это выгодно, человек ест и пьет больше. Средний чек в Сингапуре отличается в большую сторону, так как средняя цена блюд здесь немного выше, но не критично.
Наша основная аудитория в Сингапуре – это, безусловно, местные. Вообще, это касается не только Сингапура. True Cost – концепция с достаточно сложным порогом входа. Любому гостю, не важно, в Москве или в Сингапуре, который не знаком с концепцией, достаточно тяжело объяснить, почему он должен заплатить какие-то деньги на входе, когда он ещё ничего не заказал. Поэтому нам проще работать с постоянной аудиторией, которая уже разобралась и понимает все бенефиты, полученные от похода в ресторан. Турист же – приехал, поужинал и уехал. Этой публике гораздо тяжелее донести саму идею True Cost.
Нюансы разработки меню
Безусловно, под местный рынок концепцию пришлось частично адаптировать. С точки зрения механики и принципа работы – это тот же самый True Cost, который есть у нас в Москве. Адаптации подверглись другие моменты. Например, пропорции и соотношения ценовой политики по блюдам/напиткам и входу здесь отличаются от российских проектов. В Сингапуре другая еда, и связано это с локальными особенностями вкусов и потребительских привычек – мы адаптировались под них.
С другой стороны, там кардинально иная ситуация с точки зрения доступности продуктов. По сравнению с Россией, выбор продуктов там гораздо больше, несоизмеримо больше ассортимент. Соответственно, большая свобода у шеф-повара. Понятно, что цены достаточно высокие, но в силу того, что Сингапур является транспортным хабом, тут доступен практически любой необходимый продукт. И наша специфика, связанная с морепродуктами, здесь хорошо отражена, я бы даже сказал, что предложение гораздо более широкое и интересное, нежели то, которое мы можем позволить себе в Москве. Сейчас наше меню в Сингапуре – это смешанная кухня с европейскими и частично с азиатскими позициями. Мы ведем непрерывный инжиниринг меню, много экспериментируем с позициями, что-то вводим, что-то выводим. Смотрим, как реагируют гости.
Особенности выбора локации и лицензирование
Критерии выбора локации в Сингапуре ровно такие же, как в Москве или в любом другом мегаполисе: соотношение локального трафика, туристической доступности, хорошего расположения и окружения, количества бизнес-центров и других точек притяжения рядом. Своя специфика, безусловно, есть. Например, там не принято подписывать договора аренды дольше, чем на 3 года. Что для ресторана и ресторатора не самый комфортный момент по сравнению с Москвой, где мы подписываем договор на 5-7-10 лет. В этом смысле рисков немного больше, потому что, когда договор заканчивается, его нужно переподписывать, ты снова вступаешь в переговорный процесс, а это не самая приятная история.
Еще ресторанная деятельность в Сингапуре лицензируется. И, если в России мы говорим о получении лицензии только на реализацию алкоголя, то там существует отдельная лицензия непосредственно на еду (стоит $250), отдельная лицензия на алкоголь ($5 000), отдельный тип лицензий на развлечения ($1 000). Например, если мы хотим поставить диджея и проводить вечеринки, мы должны получить лицензию и на это. Лицензия получается на один год, а цифры могут варьироваться от площади. Получить её достаточно легко, если помещение и зона, в которой ты находишься, соответствуют определенным требованиям. Также в процессе тебя могут проверить, и, если нормы перестали соблюдаться, лицензию изымают.
Что касается принципов налогообложения, они схожи в нашими, но, я бы сказал, что там чуть более щадящая история. Там существует НДС и не очень высокий налог на прибыль, также есть налоги на фонд оплаты труда. Порядка 37% с зарплаты сотрудника мы отдаем в пользу государства дополнительно к нашей расходной части на вход.
Также, согласно законодательству, при открытии бизнеса вам нужно иметь как местного партнера, так и местного генерального директора. В остальном с точки зрения бюрократии сложностей там не сильно больше, чем в России.
Подбор и обучение команды
Формирование команды в Сингапуре дается очень сложно, особенно это касается проблемы подбора линейного персонала, которая затрагивает весь рынок общепита. Связано это с высоким уровнем жизни и не очень большой заинтересованностью населения в поиске работы в обслуживании.
Так получилось, что шеф-повара и бар-менеджера мы привезли из Москвы, а вся остальная команда (от управляющего до линейного персонала) – это местные ребята. Обучали их, исходя из стандартов и принципов, которые мы применяем в Москве. В целом, механики и методики все те же самые, инструменты поиска – тоже. Популярен LinkedIn, есть профильные приложения, сайты и рекрутинговые агентства.
Конечно, существует разница менталитетов и некие сложности в управлении персоналом в силу того фактора, что просто тяжело найти людей. Можно прийти в ресторан и увидеть объявление, что у заведения не хватает обслуживающего персонала, поэтому время ожидания может быть увеличено.
Несмотря на все сложности и особенности, рынок интересный. И в ближайшем будущем мы планируем продолжить развитие в Сингапуре, а также рассматриваем возможность экспансии в другие страны Юго-Восточной Азии.
Справка
Ресторанная группа Joi Team включает 15 ресторанных проектов в Москве и Сингапуре: True Cost, Nome, Backroom, Code Coffee, Tangiers Lounge и «Квартира». Сооснователями группы являются Глеб Марач, Илиодор Марач и Александр Кан.