В нашей компании продажи через маркетплейсы занимают большую долю на сегодняшний день, чем через собственный интернет-магазин, за счет гигантского трафика. Недавно мы запустили новый проект, b2b интернет-магазин, он развивается и продажи в этом канале довольно интересные. Посмотрим на конкуренцию между маркетплейсами и собственным b2b интернет магазином.

Я думаю, что в будущем вряд ли маркетплейсы до конца съедят собственные интернет-магазины производителей. Маркетплейсы – это отличное решение для тех, кто только начинает бизнес, для маленьких и средних компаний. Что касается крупных компаний, для них тоже, но параллельно они сейчас задумываются о своих собственных интернет-магазинах, и рассматривают их не только как канал продаж, но и как инструмент для сбора обратной связи от покупателей, для поддержания тесного контакта с ними. Больше имиджевая история. Так что собственные интернет-магазины останутся и компании будут развивать там свои системы лояльности и т.д. Разные каналы продаж нужно развивать параллельно, внимательно смотреть, какие цели они выполняют. Например, реклама на маркетплейсах хорошо себя показывает, а в своем интернет-магазине конверсия с рекламы может быть ниже.

Какие ЗОЖ-товары нужны покупателям



Внутри маркетплейсов есть разные рекламные возможности, они очень сильно отличаются от одной площадки к другой. Самый широкий спектр предлагает Amazon. Наиболее эффективным средством для продвижения, по моему опыту, является продвижение в поисковой выдаче – не реклама в спонсорском блоке, не еще какие-то вещи, а именно поднятие карточки товара наверх в топ поиска. Такой инструмент давно работает на Ozon, недавно появился на Wildberries и на «Яндекс. Маркет». Помимо этого, работают такие вещи как реклама через вставки (в спонсорских полках, в рекламных блоках), используя их можно хорошо управлять конверсией, смотреть на цену за клик, цену за 1000 показов – все как в обычных рекламных кабинетах. Поэтому стоит тестировать, что вам больше подходит.

Тренд на 100 калорий



Мы пробовали разные новые способы, например, стримы на Ozon. Пока они показывают не очень высокую эффективность, но мы знаем, что за рубежом, например, в Китае, оборот стриминговых площадок очень большой. Также пробуем TikTok и пристально следим за этой площадкой. У нашей компании нет своего аккаунта, мы делаем интеграции с различными блогерами в TikTok. Так как мы продаем батончики и снеки, которые популярны у школьников и студентов, блогеры в TikTok нам интересны.

Если разбирать преимущества и недостатки каждого из маркетплейсов, на которых мы работаем, могу сказать, что на Wildberries мы видим супер-объем, супер-продажи и супер-трафик, а также низкие комиссии на логистику.


Торговать на Wildberriеs у нас получается эффективнее, чем на Ozon. В свою очередь Ozon нам нравится из-за их огромного спектра рекламных возможностей, эта площадка тоже показывает хорошие продажи, но у них логистика и обработка заказов выходит дороже. Поэтому не всю нашу продукцию мы можем разместить на Ozon. Следом упомяну «Яндекс. Маркет», по объему он идет у нас на третьем месте, довольно хороший маркетплейс, но для продвижения предоставляет не так много возможностей. Далее в моем личном топе идет «СберМегаМаркет», туда мы вышли не так давно, но продажи уже интересные. Подключение к «СберМегаМаркету» шло через внешний фулфилмент, потому что у них не было собственного, сейчас они его запустили. Для нас это означает возможность расширить ассортимент за счет более дешевых товаров. И на последнем месте поставлю AliExpress. Нам много говорили о том, какой это эффективный канал для торговли, но судя по нашим заказам, пока результат не соответствует ожиданиям. Мы проводим акции, но продажи очень скромные.

Как зарабатывает «Лента» на зожниках



Говоря о том, можно ли ЗОЖ называть трендом, который реально влияет на жизнь потребителей или же популярность здорового образа жизни сильно преувеличена, нужно начать с того, что существует ЗОЖ и псевдо ЗОЖ.

Реальных ЗОЖников в России около 15% – не много. А вот доля псевдоЗОЖников доходит до 70%.


Псевдо ЗОЖ это не те, кто называются себя приверженцами здорового образа жизни на словах, а на деле идут и покупают чипсы и газировку, а потребители, которые понимают важность здорового образа жизни и совершают попытки ему следовать. Например, убирают из рациона супер вредные продукты, но живут в определенном компромиссе – сладенькое и вкусненькое чередуют с чем-то здоровым. Для таких покупателей мы стараемся делать здоровый образ жизни более доступным. Так что тренд на ЗОЖ действительно есть, пусть у нас в России он представлен и не столь масштабно, как в некоторых европейских странах или в странах Северной Америки.

Из выступления на ProFood — конференции о цифровизации производства, маркетинга и логистики в food tech retail


Михаил Гончаров: Нет никакого тренда на ЗОЖ