1. Россияне вновь начали тратить
После трех месяцев экономии россияне вновь стали тратить деньги в магазинах. В лидерах спроса компьютеры, бытовая техника, одежда и обувь. При этом продажи лекарств и алкоголя, на которые резко подскочил спрос в период карантина, заметно снизились, выяснил Сбербанк.
«В начале месяца был зафиксирован выраженный всплеск трат. В результате на протяжении всей первой половины июля потребление держится на уровне 2019 г.», – отмечается в исследовании лаборатории Сбербанка по анализу и обработке больших данных «Сберданные».
Одной из главных причин покупательской активности россиян аналитики «Сбера» считают получение социальных выплат в первых числах июля. Как результат, за неделю с 6 по 12 июля прирост трат в непродовольственных категориях составил 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего выросли покупки товаров из категории «компьютеры и ПО» (+71,1%). Далее идут «универсальные магазины» (+28,1% г/г), «бытовая техника и электроника» (+27,0% г/г), а также «одежда, обувь и аксессуары» (+14,1% г/г).
При этом зафиксировано снижение спроса на лекарства и медицинские товары (-5,4% год к году), а также алкоголь (-2,2%).
2. Индекс доверия потребителей упал до минимума за 15 лет
Индекс потребительского доверия в России опустился за II квартал 2020 г. до 62 пунктов. Это на 4 пункта по сравнению с I кварталом и на 6 пунктов по сравнению с IV кварталом 2019 г. Об этом говорится в совместном исследовании потребительского доверия The Conference Board и Nielsen. Это низкий показатель: 62 он был равен лишь однажды, в I квартале 2019 г., в остальные периоды наблюдений в течение 15 лет он был выше, сообщают «Ведомости».
Индекс показывает отношение потребителей к экономической ситуации, их ожидания на ближайший год. Он основан на интернет-опросе 33 000 респондентов в 68 странах. Мировые значения индекса выше, но опустились заметнее: на 14 пунктов до 92 в среднем по миру и на 12 пунктов до 74 в Европе. Россия занимает 61-е место по этому показателю в мире. Еще ниже он, например, в Украине, Белоруссии, Италии.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс: оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 г. сократилось на 10 п. п. до 23% по сравнению с IV кварталом 2019 г. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась на 3 п. п. до 17%.
3. Владельцы петербургских ТРК написали Путину
Владельцы крупнейших петербургских торговых центров написали открытое письмо президенту Владимиру Путину с просьбой «поддержать и разрешить нам работать».
4. Пустых мест в ТЦ Москвы стало больше
5. «Связной» запускает магазины нового формата
«Связной» начал открывать магазины нового формата, площадью 100 м2, что заметно больше, чем в основной массе торговых точек сети. Первый такой магазин уже появился в Москве, в ТЦ «Елоховский пассаж», пишут «Ведомости». Главным отличием от других магазинов станет деление торгового пространства на «экосистемные» зоны: «Умный дом», «Технологичный спорт», «Современное здоровье и красота», «Гейминг и путешествия». В зависимости от спроса на те или иные товары пространство будет трансформироваться, а зоны – менять свою площадь. В дальнейшем «экосистем» станет больше – это будет зависеть от конъюнктуры спроса, не исключает вице-президент по маркетингу и стратегическому развитию «Связного» Ольга Троценко. В сети «Связного» сейчас 3500 магазинов. Экосистемный подход и расчет, например, на условные системы для умного дома – это правильный акцент на растущие категории продаж, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Однако он имеет пока что ограниченную аудиторию, поэтому такие салоны имеет смысл открывать только в больших городах и их не может быть более нескольких десятков в сети, указывает он.
6. AliExpress запустила в России в продажу бьюти-продукт под своим брендом
«AliExpress Россия» запустила в продажу первый бьюти-продукт под своим брендом – Beauty Box. В него входят российские и китайские товары по уходу для лица и тела. В одном боксе их восемь, отмечается в пресс-релизе компании.
Рост спроса россиян на товары AliExpress также зафиксирован во время ежегодной распродажи «618» в июне, во время которой общий оборот российского представительства составил 7,3 млрд руб., что на 60% больше, чем в ту же распродажу в 2019 г., сообщают «Ведомости».
7. Выручка X5 Retail Group выросла на 14%
Выручка X5 Retail Group, развивающей в России торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», по итогам первого полугодия 2020 года выросла с 839,7 млрд руб. до 961,4 млрд руб., то есть на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом выручка компании во втором квартале выросла на 13,2% по сравнению со вторым кварталом прошлого года — с 435,5 млрд руб. до 492,9 млрд руб., также отмечается в отчетности.
Во втором квартале рост чистой розничной выручки «Пятерочки» и «Перекрестка» составил 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при росте сопоставимых продаж на 4,7%, подчеркнули в X5.
Наибольший вклад в рост бизнеса во втором квартале внес формат «магазинов у дома». Выручка формата супермаркетов была ниже бюджетных показателей, поскольку из-за карантинных мер были закрыты некоторые торговые центры, где расположены магазины, объяснили в X5. Однако отдельно стоящие супермаркеты «Перекресток» во втором квартале продемонстрировали рост продаж на уровне 24%.
Во втором квартале компания X5 открыла 367 новых магазинов, а 103 «магазина у дома» и 13 супермаркетов, включая 9 магазинов «Карусель», переданных «Перекрестку», были реконструированы.
8. Сеть «Буше» стала партнером АЗС «Газпромнефть»
Петербургская сеть пекарен «Буше» договорилась о партнерстве с сетью АЗС «Газпромнефть» о возможности установить несколько пилотных корнеров на автозаправках компании. Апробирование формата пройдет в Петербурге, решение о дальнейшей экспансии будет приниматься как минимум через полгода, пишет «Коммерсантъ».
Весной 2020 года также стало известно, что сеть АЗС «Газпромнефть» договорилась с продуктовым ретейлером «Вкусвилл» о поставках в несколько московских точек молочной продукции, сыров, кулинарии, снеков и кондитерских изделий.
9. Американский fashion-ретейлер Brooks Brothers объявил о банкротстве
Объем продаж сети, включающей около 250 магазинов в Северной Америке, сократился на 60% в последнем финансовом квартале, сообщает CNN.
Американский производитель и продавец деловых костюмов Brooks Brothers пополнил список компаний, начавших процедуру банкротства. Режим карантина, когда люди, вынужденные работать из дома, не нуждаются в деловых костюмах и аксессуарах, нанес решающий удар сети магазинов престижной одежды, пишет Retail/
Brooks Brothers является одним из старейших и самых уважаемых брендов офисной мужской одежды в США. Основанная в 1818 г. компания одевала 40 американских президентов, включая Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта. Сеть насчитывает более 500 магазинов по всему миру, половина из которых приходится на Северную Америку.
Brooks Brothers еще в прошлом месяце предупреждала об угрозе закрытия трех своих фабрик на территории США. Объем продаж сети сократился на 60% в финансовом квартале, завершившемся 2 мая. Компания получила кредит на $20 млн, но положения это не спасло. К настоящему моменту долги бизнеса достигли $500 млн, а его собственники активно пытаются продать фирму и активно ищут на нее покупателя. Среди возможных будущих владельцев легендарной марки мужской одежды — компании Authentic Brands Group (ABG), Simon Property Group, Brookfield Property Partners, Marquee Brands, Sequential Brands, Solitaire Partners и WHP Global.
10. KFC пробует наггетсы, распечатанные на 3D-биопринтере
Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions разработает для KFC технологию создания куриного мяса с помощью 3D-биопринтера. Первым таким продуктом станет куриный наггетс, сообщают «Ведомости».
KFC – крупнейшая сеть фастфуда по числу ресторанов в России. У нее свыше 950 заведений. Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions основана в 2013 г. Специализируется на разработке и производстве биопринтеров и материалов в области трехмерной биопечати. В числе ее соучредителей один из основателей группы компаний «Инвитро» Александр Островский.
Для производства куриных полуфабрикатов будет использоваться смесь растительных белков (соевых и бобовых культур) и курятина, выращенная по технологиям клеточного мяса, говорит Андрей Рукавишников, директор по маркетингу и продажам 3D Bioprinting Solutions. Смеси белков и куриные клетки лаборатория будет производить самостоятельно.
На выходе продукт будет иметь волокнистую текстуру куриного мяса. Полуфабрикат доведет до вкуса KFC – наггетс приправят фирменными специями, обваляют в панировке и поджарят. Речь пока идет не о массовом производстве, а о партии опытных образцов.