Сегодня 52% посетителей торговых центров заходят в кафе и рестораны, расположенные тут же. Качественный общепит увеличивает среднее время пребывания посетителей в молле на 35 минут, а их траты — на 12%. Такие данные на конференции «Дни торговых центров» от Российского совета торговых центров (РСТЦ) привела руководитель отдела ретейл-консалтинга департамента торговых площадей компании JLL Полина Жилкина. По представленным ею данным, за последние 10 лет доля F&B (food& beverage) в моллах выросла с 4 до 9%. «Так что еда уже не просто сопутствующая торговле история, а, по сути, самостоятельный «якорь» торгового центра», — пояснила Полина Жилкина.

Об эволюции еды в торговых центрах читайте здесь.



По данным JLL, на современном фуд-корте ТЦ 20% арендуемой площади занимают этнодиковинки (плов, кебабы, фо-бо, фалафель и др.), 5% приходится на сладости (мороженое, смузи, булочки с корицей и десерты), а 75% площадей занимает «великолепная семерка» (бургеры, крылышки, блины, картошка, суши-вок, бутерброды и пицца). Но вкусовые предпочтения жителей разных регионов России, а значит, выручка операторов F&B с 1 м2 площадей существенно отличается. Если в Москве посетители торговых центров больше всего покупают бургеры, то на юге России и в Сибири по популярности лидируют крылышки.



По словам Полины Жилкиной, торговым центрам стоит обратить внимание на изменение потребительских привычек самой интересной для них аудитории — миллениалов. Эти люди традиционно ориентированы на получение новых впечатлений и опыта, а не на покупку товаров. «По нашей статистике, 61% миллениалов выберут ужин в новом ресторане, а не новую пару обуви. А 52% этой аудитории пойдут на фестиваль еды, а не на музыкальный фестиваль. Этот тренд вряд ли понравится fashion-ретейлерам. Но, как говорится, предупрежден — значит вооружен. Это вектор изменений, с которым нужно считаться», — добавляет Полина Жилкина.

Что думают рестораторы о будущем фуд-холлов, читайте здесь.



На вопрос, составят ли конкуренцию классическим фуд-кортам в ТЦ недавно появившиеся фуд-холлы, Полина Жилкина сказала, что нет — этого не произойдет. «Это разные истории с разной аудиторией. На фуд-холле средний чек может достигать 1200 рублей и даже больше. А чек на фуд-корте в 2-3 раза меньше», — говорит она. И добавляет, что в регионах есть большой запрос на разнообразие еды, в том числе на появление фуд-холлов. Но пока столичный опыт создания таких объектов туда не докатился.



Как создавали фуд-холл в Ростокино, читайте здесь.



При этом Полина Жилкина указывает, что фуд-холл может стать уникальным «якорем» молла, а фуд-корт — нет. «И тут важно понимать цель собственника молла при выборе формата представления еды. Фуд-холл может помочь расширить охват и увеличить трафик торгового центра. А фуд-корт — вряд ли», — говорит она.

Как устроена экономика фуд-холла, можно прочитать здесь.



Эксперты JLL насчитали 38 разнообразных концепций для фуд-холла. «Но в принципе их количество ограничено только фантазией инвестора и площадями объекта», — заключила Полина Жилкина.