В августе этого года стало известно о закрытии всех магазинов DIY-сети Orchard Supply Hardware в США. Это относительно небольшая сеть из 99 магазинов со средней площадью каждого 3 тыс. м2, расположенных в Калифорнии, Орегоне и Флориде. Компания была образована в 20–х годах прошлого столетия как кооператив фермеров для закупки саженцев. Отсюда и название Orchard, которое переводится как «роща».

За время своего существования компания пережила ряд трансформаций, последними из которых были продажа сети Sears в 1996 году, банкротство и перепродажа ее компании Lowe’s (вторая по размерам DIY-сеть США. — Ред.) в 2012-м. И вот, немного недотянув до столетнего юбилея, компания прекращает свою деятельность. Руководство Lowe’s решило, что не сможет найти способа вывести компанию в плюс, а покупателей на актив, похоже, не нашлось.

Вообще Lowe’s в последнее время не очень везло с покупками. В 2016–м, после 7 лет пребывания на австралийском рынке, компания закрыла магазины Masters, купленные в 2009 году с целью расширения географии. За 7 лет Lowe’s так и не нашла, что можно противопоставить The Bunnings (местной сети DIY), и с убытком около $3 млрд покинула австралийский континент.

История с Orchard Supply — хороший бизнес-кейс по стратегии. Здесь все пять сил Портера раскрылись во всей своей красе.



Теперь схожая история, только с меньшими цифрами, случается в США. Какой бы Orchard ни казалась маленькой, но со своими почти 100 магазинами (кстати, помните, кто в России очень громко гордился, что первым перешел рубеж 100 магазинов DIY (речь идет о «Метрике». — Ред.) сеть имела выручку $600 млн в год, правда, и убыток был $69 млн. Эта компания находилась в тридцатке крупнейших DIY-сетей США, ну а у нас она была бы на втором месте сразу за «Леруа Мерлен».

Чем это событие так интересно, чтобы о нем писать? История с Orchard Supply — хороший бизнес-кейс по стратегии. Здесь все пять сил Портера раскрылись во всей своей красе, ну и еще менеджмент немного добавил. Но обо всем по порядку.

Итак, конкуренция внутри индустрии. Orchard Supply оказался между двух огней — крупных сетей типа The Home Depot и Lowe’s и небольших магазинчиков в частном управлении или членов кооперативов типа Ace Hardware или True Value. Первые два выигрывали у Orchard за счет широты ассортимента, все-таки площадь «коробок» — 10-15 тыс. м2, да и цены там, по ощущениям, пониже. Orchard, как правило, старался быть ближе к покупателям, но в крупных городах типа Лос-Анджелеса, Сан-Франциско или Портленда концентрация «биг боксов» такова, что из любой точки города до ближайшего строительного гипермаркета можно добраться за 20 минут, а дорожная инфраструктура и культура вождения такие, что, садясь в машину, ты не чувствуешь, что выходишь на тропу войны. Поэтому ехать в Orchard только из-за экономии 5-10 минут смысла нет. Маленьким магазинчикам эта сеть уступала, потому что в таких магазинчиках собственники более гибко подходят к формированию ассортимента и ценовой политике. Но об ассортименте чуть позже.

DIY-сеть Orchard_Suppy в Калифорнии, США.
DIY-сеть Orchard_Suppy в Калифорнии, США.commons.wikimedia.org


Вторая сила — поставщики. Orchard не получил больших преимуществ от дружбы с Lowe’s. Последние осознанно разделяли бренды, чтобы Orchard не превращался в Lowe’s express, поэтому закупочная сила у Orchard была ровно такая, какая и могла быть. 

Покупатели, как третья сила, тоже не сильно жаловали эти магазинчики. Я периодически заходил в соседний Orchard и ни разу не видел очереди. Вообще, очень сложно описать целевого покупателя этой компании. Профессиональные строители туда редко заходят — ни программы лояльности, ни специальных сервисов там нет. Садоводы и ландшафтные дизайнеры тоже этот магазин не очень принимали, так как в каждой категории выбор был достаточно ограниченным. Оставались только случайные прохожие и те, кому надо быстро и рядом. Из всех моих знакомых покупку в Orchard сделал только один человек, когда у него умер аккумулятор на машине и ему нужен был срочно прикуриватель. 

Угрозы выхода новых игроков как четвертой силы в 2000-х уже не было, однако компания пострадала очень сильно, когда на рынок вышли The Home Depot и Lowe’s. Именно эти компании выбили почву из-под ее ног, да так, что компания начиная с 1990-х так и не смогла прийти в себя.

Ну и последняя сила — угроза товаров–заменителей. В последние годы очень часто упоминается уход покупателей в онлайн. Особенно часто в этой связи говорится про Amazon. И если последний не представляет большой угрозы для The Home Depot или Lowe’s (во всяком случае в краткосрочном периоде), то для Orchard онлайн стал последним гвоздем. Именно простые обыватели первыми устремились в онлайн-канал за покупкой всякой мелочовки для дома, и им стало незачем подниматься с дивана, чтобы купить крепеж, кастрюлю, лампу или нож. А судя по матрице ассортимента, именно на эти товары опирался Orchard.

Вот так почти через 100 лет после основания закроет свои двери небольшая американская сеть Orchard Supply Hardware, запасы будет распродавать Lowe’s, а 4 тыс. человек пойдут искать себе новую работу.



Вообще, когда мы ездили по магазинам и смотрели разные форматы, Orchard для меня всегда оставался загадкой. В первую очередь по ассортименту. С одной стороны, видно, что проделана шикарная работа по мерчандайзингу — магазин разделен по ассортименту на мужскую и женскую половину, где в одной части — инструмент и крепеж, а в другой — товары для дома и сада. Но вот только сам ассортимент и его выбор лично у меня вызывали вопросы. В частности, выбор электроинструмента был избыточен, так же как было непонятно выделение большого пространства под рабочую, недешевую одежду. А в категории товары для кухни висело несколько ножей, и выбрать было не из чего. Я не думаю, что категорийные менеджеры в Orchard были какие-то несообразительные. Скорее такой подход — попытка завести хоть что-нибудь, что будет продаваться, когда ничего не продается. То, что я не понимал формат этой сети, не говорит обо мне как о суперпровидце. Я также не понимаю Harbor Freight Tools, но они открыли уже больше 4 тыс. магазинов и останавливаться не собираются.

Orchard — это еще пример того, как маленькая компания входит в состав большой и управляется по остаточному принципу. Это не первый и не последний такой кейс. Очень сложно управлять, а тем более выводить из кризиса актив, когда основная компания должна пытаться не отстать от убегающего вперед конкурента (речь о Lowe’s и Home Depot), и Orchard в этой погоне был скорее якорем, а не дополнительной турбиной.

Вот так почти через 100 лет после основания закроет свои двери небольшая американская сеть Orchard Supply Hardware, запасы будет распродавать Lowe’s — часть через свои магазины, часть через специальные «сливные» каналы, коих в США сотни. 4 тыс. человек пойдут искать себе новую работу, а на месте магазинов будет открыто… что-то новое. Свято место пусто не бывает.