1. Онлайн-торговля получила десятину
Доля интернет-торговли на российском рынке ретейла впервые превысила 10% по итогам первого полугодия, на которые пришлись ограничения работы магазинов из-за COVID-19, сообщает «Интерфакс».
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок онлайн-торговли в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей.
Развитие e-commerce стало одним из главных трендов в ретейле, потому что для целого ряда товарных категорий онлайн оказался единственным возможным каналом продаж, сказал президент АКИТ Артем Соколов.
«Это привело к тому, что по результатам первого полугодия этого года e-commerce обогнал первое полугодие прошлого года практически в два раза, то есть рынок по сравнению с прошлым годом, с теми же параметрами вырос вдвое», - заявил Соколов.
Как следует из данных ассоциации, рынок онлайн-торговли продемонстрировал резкий рост в марте: более чем в 1,5 раза по сравнению с февралем, с 205,8 млрд рублей до 316,3 млрд рублей. В апреле по сравнению с мартом рынок вырос еще на 9,5%, до 346,1 млрд рублей. По мере выхода страны из нерабочего режима объем e-commerce несколько снизился: в мае по сравнению с апрелем - на 9,3% (до 313,9 млрд рублей), в июне по сравнению с маем - на 11,4% (до 277,9 млрд рублей).
Хотя российский рынок e-commerce серьезно отстает от Китая (где на его долю приходится 29,9% против 10,9% в РФ), он достаточно серьезно приблизился к таким развитым рынкам, как США (13,9%), отметил президент АКИТ.
По данным ассоциации, крупнейшей категорией на рынке онлайн-торговли стали одежда и обувь (30,2% от локального рынка), впервые опередив цифровую и бытовую технику (29,5%). На третьем месте оказались продукты питания с долей 14,1%.
По прогнозу АКИТ, по итогам 2020 года российский рынок онлайн-торговли вырастет до 2,933 трлн рублей. В 2019 году этот показатель равнялся 2,032 трлн рублей.

2. Маркетплейс «Беру» станет частью «Яндекс.Маркета»
«Яндекс.Маркет» станет единым сервисом для онлайн-покупок: с 1 октября пользователи смогут использовать его как для сравнения цен, так и для заказа товаров, сообщила компания. Сервис «Беру» станет частью «Яндекс.Маркета» и будет доступен в новом разделе «Покупки».
К сравнению цен на Яндекс.Маркете добавится возможность купить более 1,2 млн товаров, оплатить их и оформить доставку. К концу года ассортимент расширится до 2 миллионов наименований.
Маркетплейс «Беру» создавался в рамках совместного предприятия «Яндекс.Маркет», в которое Сбербанк в 2017 году инвестировал 30 млрд руб., получив паритетную с «Яндексом» долю. Летом стороны решили разделить активы, в том числе «Яндекс.Маркет». «Яндекс» выкупил долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб.

3. «Ряды» покидают ряды ретейлеров
Владельцы компании «Оптоклуб Ряды» (ООО «БигБокс») Август Мейер и Дмитрий Костыгин официально сообщили, что гипермаркеты сети прекратят работу 14 сентября.
«За время работы постоянными членами клуба стали более 100 тысяч человек. «Оптоклуб Ряды» и сама модель лоукостера всегда показывали высокие результаты, что подтверждает количество действующих членов клуба и сумма среднего чека — 3200 руб. Средний размер маржи составляет всего 12%. Однако сложные внешние обстоятельства негативно повлияли на развитие сети. Именно поэтому владельцы компании приняли решение не развивать формат и прекратить работу всех торговых точек», — говорится в сообщении компании.
В «Оптоклубе Ряды» заверяют, что стоимость активов сети превышает сумму обязательств, и компания намерена рассчитаться как с сотрудниками, так и с кредиторами.
«Ряды» был запущены в 2015 году, к 2021 году бизнесмены планировали открыть 22 оптоклуба. Однако компания открыла лишь три точки в Петербурге, и одну в Москве. Два месяца назад «БигБокс» закрыла единственный гипермаркет в Московском регионе.
РБК сообщает, что по данным СПАРК, выручка ООО «БигБокс» в 2019 году составила 6,7 млрд руб. против 7 млрд руб. годом ранее. Чистый убыток в прошлом году составил 800 млн руб. против чистого убытка в размере 838 млн руб. в 2018 году. Краткосрочная кредиторская задолженность на 1 января 2020 года составила 1,3 млрд руб., в разделе «долгосрочные обязательства» обязательства по заемным средствам компании составляют 5,6 млрд руб.

4. Рекламодатели ушли из скандального шоу
Компании «Unilever Россия», Mars, «Магнит» и «Яндекс.Лавка» отказались от рекламы на youtube-шоу Comment Out после того, как одному из гостей программы предложили написать в соцсетях оскорбительные посты о протестных акциях в Беларуси и Хабаровске.
Программа вышла в эфир 31 августа, рекламодатели начали объявлять о прекращении сотрудничества через несколько дней. В частности Unilever Russia заявила: «мы обратились к редакции передачи Comment Out и выяснила, что коллеги не считают нужным менять свою позицию или как-либо модифицировать содержание выпуска. В этой связи мы намерены предпринять все усилия, чтобы впредь избегать интеграций, которые противоречат ценностям компании и вредят репутации наших брендов». Столь же негативно отреагировали на шоу и зрители: выпуск набрал более 300 тыс. дизлайков.
Comment Out прокомментировал события так: «Мы понимаем наших партнёров и уважаем их позицию, даже когда они бегут с корабля через пробоину».

5. «Пятерочка» предложила покупателям шпионить
Компания X5 Retail Group объявила о запуске программы «Шпионский клуб» в приложении «Пятерочка».
Компания X5 Retail Group, крупнейший по объему выручки продуктовый ретейлер на российском рынке, объявила о запуске программы «Шпионский клуб» на базе собственного мобильного приложения. Программа предполагает систему проверки качества работы магазинов с привлечением покупателей.
Участников «Шпионского клуба» ретейлер приглашает присоединиться в качестве тайных покупателей, которые будут проверять соответствие каждого магазина общим стандартам, в том числе на предмет свежести продуктов, чистоты торгового зала и др.
На момент запуска клуб является закрытым, и приглашать в него будут самых активных пользователей приложения «Пятерочка». Сотрудники торговой сети участвовать в клубе не смогут. Магазины для проверки будут подбираться автоматически с учетом местоположения «агентов».
За выполнение заданий будут начисляться баллы на «Выручай-карту». Полученные результаты проверок будут проходить модерацию сотрудниками колл-центра компании.
Проверки агентами «Шпионского клуба» проходят во всех регионах присутствия сети, 65% от общего числа магазинов уже доступны для выполнения заданий.

6. «Кухню на районе» теперь контролируют Сбербанк и Mail.ru
Совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group — компания «O2O» — инвестирует в сервис экспресс-доставки готовой еды «Кухня на районе». «O2O» получит 84,7% проекта, оставшиеся доли сохранят за собой основатели сервиса. Планируется, что сделка будет закрыта до конца четвёртого квартала 2020 года.
«Кухня на районе» уже начала интегрироваться с сервисами «O2O»: например, заказать обед из «Кухни» можно через Delivery Club. Кроме того, мини-приложение «Кухни на районе» уже доступно для пользователей ВКонтакте. Сервис встроится в экосистемы Сбербанка и Mail.ru Group: в будущем в приложении «Кухни на районе» можно будет авторизоваться через Сбербанк ID или VK Connect.
Сегодня у сервиса 34 кухни в Москве, которые готовят еду для жителей своего района. В день пользователи сервиса делают больше 20 000 заказов. Курьеры на велосипедах доставляют еду в радиусе пары километров.
«Как показывает опыт последних месяцев, лучше всего пережили кризис те компании, которые ориентировались на изменившиеся привычки и вкусы клиентов — и старались оперативно удовлетворить их новые запросы, молниеносно сформировавшиеся под воздействием новых реалий, с которыми мы столкнулись. При этом даже постепенное возвращение к привычной жизни не искоренило новые привычки клиентов», говорит Лев Хасис, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка.
«Мы уверены, что формат кухонь-фабрик приживется так же быстро и прочно, как доставка еды из ресторанов. ʺКухня на районеʺ выстроила систему, которая позволяет привозить людям вкусные ужины быстрее, чем их приготовили бы дома», - считает Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group.
«Кухня на районе» основана в 2017 году. Ее основатели – создатели Рокетбанка Колесников и Козырев и бывший маркетолог банка Кирилл Родин. Еще один основатель проекта – создатель агрегатора доставки еды «Едасюда» Антон Лозин. В 2020 году сервис планирует достичь выручки более 3 млрд рублей.

7. Walmart доставит покупки дронами
Walmart планирует начать использовать дроны для доставки продуктов и предметов домашнего обихода в рамках пилотной программы в Северной Каролине., сообщает Business Insider.
Партнером, создавшим беспилотники, стала израильская компания Flytrex. Ее дроны могут перевозить пакеты весом до 6,5 фунтов (примерно 2 кг) и преодолевать расстояние около 6 миль (около 10 км). Такие курьеры могут приземляться на заднем дворе клиента и улетать.
Старший вице-президент Walmart по работе с клиентами Том Уорд рассказал, что дроны управляются через облачный сервер с помощью интеллектуальной и простой панели управления и помогут нам получить ценную информацию о клиентах и их опыте - от сбора и упаковки до взлета и доставки».
«Пакет загружается в специальный ящик, дрон взлетает и следует по заранее определенному маршруту к заднему двору клиента. По прибытии заказчик подтверждает, что готов принять заказ, после чего дрон безопасно опускает его на тросе, пока коробка не достигнет земли», - сообщает Flytrex.
Пилотный проект «поможет понять потенциал доставки дронами в более крупных масштабах», хотя «пройдет некоторое время, прежде чем мы увидим миллионы посылок, доставляемых с помощью дронов», отмечают в компании.

8. LMVH может отказаться от Tiffany
Французский производитель люксовых товаров LMVH (Moet Hennessy Louis Vuitton) не сможет завершить сделку по покупке американской Tiffany & Co за $16 млрд в соответствии с соглашением, которое было заключено в ноябре 2019 г., говорится в пресс-релизе LMVH.
Основанием для данного решения стало прошение министерства иностранных дел Франции, которое просило компанию отложить покупку Tiffany до 2021 г. из-за угрозы введения пошлин на французские товары в США. Кроме того, как отмечается в сообщении, сама Tiffany подала запрос LMVH о переносе завершения сделки на 31 декабря.
LVMH ‒ крупнейший в мире производитель товаров класса люкс (75 брендов, в том числе Louis Vuitton, Christian Dior, Moet & Chandon, Bulgari). Tiffany – бренд со 183-летней историей, на который работают 14 000 человек и который продает свои украшения, часы и аксессуары через 300 бутиков. В 2018 г. выручка LVMH, составивила 46,8 млрд евро. Tiffany в 2018 г. достигла рекордных для себя чистых продаж в размере $4,4 млрд.
Покупка Tiffany позволила бы LVMH существенно усилить конкуренцию с главным сейчас игроком ювелирно-часового рынка – компанией Richemont, владеющей ювелирными марками Cartier, Van Cleef & Arpels и Buccellati.

9. Wildberries будет использовать ПВЗ партнеров
Крупнейший российский маркетплейс Wildberries объявил об открытии пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с помощью партнеров. Первое такое соглашение компания заключила с российским ретейлером и производителем ГК «Обувь России» (бренды Westfalika, «Пешеход», Rossita, Emilia Estra), сообщает «Коммерсантъ».
В рамках проекта к концу 2020 года заработает более 250 совместных точек. Первые 100 таких пунктов появились в городах Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь в магазинах Westfalika.
Wildberries рассчитывает привлечь в проект по созданию партнерских ПВЗ представителей малого и среднего бизнеса. По собственным оценкам, Wildberries насчитывает свыше 17 тыс. собственных и партнерских точек выдачи заказов, в их числе и постаматы «Сберлогистики». За счет новой формы партнерства компания может открыть, по оценкам экспертов, до 5 тыс. новых пунктов. Это позволит компании существенно расширить географию, однако может негативно повлиять на восприятие бренда из-за низкого качества пунктов выдач заказов контрагентов, предупреждают эксперты.

10. Рационы питания для Казахстана
Крупнейший продавец рационов питания Performance Group, среди инвесторов которого — Mail.ru Group, планирует в будущем году вложить до 300 млн руб. в запуск в Казахстане, а также рассматривает экспансию в Центральную Европу, сообщает «Коммерсантъ».
Производитель и продавец готовых рационов питания Performance Group (бренды Level Kitchen, My Food, Easy Meal и Performance Food) планирует в 2021 году начать работу в крупнейших городах республики — Нур-Султане и Алматы. Рассматриваются как строительство собственного производства, так и партнерство с местными предприятиями.
Преждевременный выход на иностранные рынки чреват потерей позиций в домашнем регионе, предупреждают эксперты.
По данным Infoline, Performance Group — крупнейший российский продавец готовых наборов питания с оборотом 1,45 млрд руб. за январь—июнь. Ассортимент насчитывает около 5,5 тыс. блюд. В числе инвесторов с долей 25% — структуры Mail.ru Group. В 2019 году эта доля вошла в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка.