Конец 2020-го… ноябрь! Самое время для новогодней иллюминации и украшений, создания праздничной атмосферы, организации новогодних ярмарок и маркетов в ТЦ… Звучит нереально, неправда ли?!
Каждый год конец осени ознаменовывается активной подготовкой в торговых центрах к ярмарочной и новогодней торговле. Ощущение грядущего праздника начинает настигать уже с конца сентября. Даже больше, к концу ноября проблематичным становится найти свободное место на импровизированной новогодней ярмарке, которая является неотъемлемой частью, а порой главной, завершающей, финальной точкой успешного года для торгового центра.
2020 год не просто сместил акценты и переставил приоритеты, он внес полный хаос протяженностью в целый год. Оглядываясь назад, мы вынуждены подвести неутешительные итоги, но, казалось бы, «Украсть Рождество» не может никто!
На фоне повального закрытия общегородских программ многие торговые центры все же планируют проведение ежегодных новогодних маркетов, и таких смельчаков, по нашим подсчетам, уже набралось более 30: в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе и Сочи. Главным вопросом остается — как сделать такую ярмарку безопасной для посетителя. На первый взгляд задача не из легких, особенно на фоне увеличивающихся ограничений.
Где запланировать?
Из всех заявленных новогодних маркетов в ТРЦ пока не выделяется ни одного, который бы переместил ярмарку или структурировал бы ее иначе, чем в прошлые годы. Торговые центры пользуются проверенными решениями. Возможно, ограничение посещения позволит соблюсти требования Роспотребнадзора, однако может спровоцировать толчею перед входом к «ярмарочным» киоскам.
А что если новогодние ярмарки и базары превратить из импровизированной «рождественской площади» в вытянутые галереи со строгим соблюдением траектории движения покупателей или перенести за рамки торгового центра, например на выделенную часть парковочной зоны.
Обсуждаются идеи «запрятать» ярмарку в световой тоннель — празднично оформленную длинную арку, которая сама по себе могла бы разделить поток посетителей ТРЦ и посетителей самой ярмарки. Организовать «входной фильтр» и предусмотреть исключительно бесконтактную оплату.
Как провести?
Безусловно, с ростом числа заболеваемости в российских городах праздничные мероприятия, концерты и фестивали останутся под запретом. Это коснется и любых активностей в пределах самого торгового центра. Но за последний год как никогда мы научились взаимодействовать со своим покупателем посредством интернет-общения. И организовать новогодние мастер-классы, розыгрыши и бонусные программы через Zoom и Instagram для торгового центра уже не составляет никакого труда.
Новогодние распродажи?
Хвала тем торговым центрам, которые, не теряя времени зря, превратили сайты в маркеты с онлайн-витриной своих арендаторов. Это, кстати, активно обсуждалось и до пандемии, но именно в 2020-м стало актуальным как никогда! Создание собственного онлайн-маркета, формирование персональной программы лояльности и опции «отложенной покупки» позволили сохранить лояльных к ТЦ посетителей. Торговые центры с уже готовыми онлайн-решениями обкатывают этот «инструмент» уже сейчас, в период главных распродаж года.
Сколько стоит?
Стоимость участия в новогодних ярмарках всегда была достаточно высокой. И прежде всего это было обусловлено высокими сезонными продажами. Можем ли мы сейчас рассчитывать на прежние объемы продаж? Сомнительно! И это отражается в стоимости уже заявленных предложений на рынке. В среднем стоимость аренды на новогодней ярмарке уже отличается от предыдущих значений прошлого года.
Начисление арендной платы производится на весь период проведения ярмарочной торговли. Но предугадать возможное ограничение работы ТЦ в случае увеличения роста заболеваемости не возьмется никто. Один из вариантов — начисление арендной платы не на весь срок ярмарочной торговли, а на еженедельной основе.
Кстати, в США один из крупнейших собственников торговых центров — Brookfield Properties — также ищет варианты сохранить традицию рождественского посещения Санта-Клауса. На своей странице Instagram компания предлагает отделить главного героя рождественских праздников от посетителей, например, поместить Санту в снежный волшебный шар или разместить его в самой большой витрине торгового центра.
Конечно, в ситуации второй волны эпидемии, которая захлестнула мир, можно совсем потерять надежду, но только от нас зависит, сможем ли мы создать и сохранить эту волшебную новогоднюю атмосферу, пусть даже на расстоянии 1,5 метра и с термометром в руках!