Помните фабулу супер-мультика «Ратататуй»? Весь сюжет построен на противостоянии крысенка микрошефа Реми и юного повара Лингвини – с одной стороны, и шеф-повара Живодэра, который хотел использовать бренд знаменитого ресторана «Гюсто» для того, что производить полуфабрикаты – замороженные блинчики и буррито.
Из Живодэра изо всех сил делают злодея, который к тому предал же идеалы высокой кухни.
А что на самом деле? С момента выхода мультика прошло почти 20 лет, и сейчас все очевиднее становится, что Живодэр был гениальным провидцем.
Стоит только посмотреть в отчеты — только не ресторанов, а больших продуктовых сетей. Например, у «Вкуссвилла» в топ-5 категорий по доле выручки за 2023 год лидирует не мясо, не «молочка», не овощи и фрукты, и уж тем более какие-то не полезные суперфуды, а… готовая еда. На нее приходится 16%. При этом оборот сети составил, на минуточку, 297,5 млрд рублей. Сколько пришлось на готовую еду можете вычислить сами. Думаете, что во «Вкусвилле» какие-то особые потребители с высокими доходами, которые могут позволить себе всякие капризы?
Тогда давайте посмотрим на самую обычную народную «Пятерочку»! Так вот – там все еще более «запущенно».
По итогам прошлого года в «Пятёрочках» было куплено почти 1,3 млрд разных готовых блюд. Еще раз – 1 300 000 000 блюд - это по 10 на каждого россиянина. При этом спрос за год вырос на какие-то фантастические 44%! В среднем в «Пятёрочке» ежедневно покупали более 100 тысяч горячих напитков, более 2,8 млн изделий из собственных пекарен сети и более 630 тысяч готовых блюд.
Вообще все цифры поражают воображение – одних хачапури из «Пятерочки» за год съели 36 млн штук, а кофе-машинами оборудовано уже 5,2 тыс. магазинов сети, что в разы больше, чем у любой другой российской сети кофе to go.
Таким образом, можно констатировать, что мы окончательно вступили в новую реальность, когда ретейлеры стали, как минимум, полноценными конкурентами операторам фаст-фуда и демократичным заведениям.
Для этого на рынке созданы все условия: у очень многих россиян с одной стороны совсем мало денег, а с другой стороны люди становятся все более ленивы. А магазины у дома потому так и называются, что они везде. А если что, можно достать телефон, и тебе все принесут домой.
В общем, для тех рестораторов и шефов, кто хочет развиваться, самое время раскладывать яйца по разным корзинам, то бишь диверсифицировать активы. Когда в следующий раз пойдете в «Перекресток» обратите внимание на зеленые коробки с пиццами Zotman. Их придумал обычный (когда-то) повар Дмитрий Зотов. Отличный пример!
Главная → Аналитика → Материалы
→