О том, как Виктор Адамов открыл бизнес на Amazon и был вынужден уйти из-за происков конкурентов, чем хорош и чем плох eBay, зачем он развивает собственный сайт в эпоху маркетплейсов и как наладить работу с китайскими партнерами — читайте здесь и здесь.
Виктор Адамов
Родился 13 января 1975 года в Ленинграде. В 2001-м окончил Санкт-Петербургский технический университет. Выпускник Стокгольмской школы экономики (степень EMBA, 2009 год). С 1999 года работал в СТД «Петрович». Начинал с должности логиста. С 2001 года — управляющий базой. Затем занял должность исполнительного, а потом генерального директора компании. В 2016 году прошел обучение в Университете Южной Калифорнии (США) по программе International MBA.
Мастерская по-соседски
Торговать запчастями для iPhone на родине iPhone — задача не самая простая. Рынок конкурентный. В этой нише работает несколько сотен компаний, которые занимаются этими вещами комплексно и сотрудничают с профессиональными сервисами. А не так чтобы продать на eBay два аккумулятора.
Наверное, если бы я в самом начале потратил больше времени на исследования и сбор информации, то выбрал бы другой продукт. Но что случилось, то сложилось, у меня сейчас в общем-то достаточно хорошая репутация на рынке, много лояльных постоянных клиентов и достаточно известный бренд Loctus. У меня уже, конечно, не 4 SKU, а около 500, у iPhone же много разных составляющих. И у каждой модели они разные. У «семерок» одни, у «восьмерок» другие. Получается широкий ассортиментный ряд.
Оригинальных запчастей для iPhone не существует, за исключением авторизованных магазинов Apple. Конечно, качество запчастей различается: те же самые дисплеи есть от low end до близких к оригинальным. Аккумуляторы можно купить и за $2, и за $4. Отличаются и сама батарея, и кабель, которым она подключается к телефону, и чип, и машина, на которой все это лазером сваривается. Этот набор и определяет качество продукта.
Мастерские по ремонту обеспечивают мне 50% продаж. При этом они составляют 20% от всех клиентов, остальные — это частники, которые сами себе ремонтируют телефоны. В США из-за высокой стоимости рабочей силы рынок услуг очень дорогой, поэтому многие предпочитают ремонтировать своими силами.
Для нас iPhone — это нечто такое статусное, а в США это расходный продукт, которым пользуется 90% населения. Но мало кто покупает его за кэш. Практически все покупки кредитуются — либо мобильным оператором, либо самим Apple. Да и в целом iPhone очень близок по ценам с конкурентами — Samsung, Motorola. Понятно, что есть и дешевые модели за $100, но для США это нишевая история. Такие телефоны в США покупают очень-очень немногие.
Я и сам, конечно, теперь могу заменить экраны и батарею.
Первый телефон я, правда, угробил. Когда чинил, то неправильно подсоединил дисплей, телефон задымил — и материнская плата умерла.
А сейчас спокойно все делаю, даже соседи ко мне иногда заходят.
Три если
Мои продажи составляют $180-200 тыс. в месяц. Со всеми издержками остается примерно 7% рентабельности. Стать долларовым миллионеров на маркетплейсе вполне реально при выполнении трех если: 1) если ты выберешь хорошую нишу; 2) если у тебя качественный продукт; 3) если ты достаточно усидчив и настойчив.
Бизнес можно делать и в одиночку, если многие вещи брать на аутсорсинг. У меня сейчас есть support, который находится в Беларуси, есть люди, которые помогают упаковывать и отправлять товары. И, конечно, есть жена, которая помогает и наставляет.
Склад арендую. Сам могу мешки потаскать и коробки покидать. Это помогает оставаться в форме. Но, конечно, с удовольствием вырасту до тех объемов, чтобы это кто-то делал за меня, а я поддерживал бы форму отжиманиями.
Не буду давать советы всем. У меня есть своя философия по жизни. Она заключается в том, что надо уметь терпеть и не терять фокус. Так исторически сложилось, что я — коммерс, который создает продукт, «упаковывает» продукт, приносит его на рынок, делает маркетинг и делает клиентов счастливыми. Это я умею, и это мне нравится.
Понятно, что, продавая запчасти, мала вероятность стать миллиардером, но жить хорошо, достойно и интересно — вполне себе можно.
Начни сначала
Идти в большую компанию в США я не собираюсь. Пока так вопрос не стоит по крайней мере. Мне иногда поступают предложения из России начать что-то в Америке, чаще это не срастается. По двум причинам. Кто-то предлагает «побегать» бесплатно, а потом, может быть, мы тебе что-нибудь предложим. Или звонят: давай вложим $10 млн, запустим что-то и будем зарабатывать 30% годовых. Я им объясняю, что денег в Америке — как у дурака махорки. Если ты приходишь на этот рынок, ты должен принести какую-то компетенцию, которая будет акселератором деньгам. Если хочешь просто сохранить деньги, то купи дома в Калифорнии и сдавай их в аренду. Стоимость недвижимости растет, и ты будешь богатеть. Но это не 30%, а 4-5% годовых в лучшем случае.
У меня есть несколько проектов в России: в Сибири помогаю местной сети, вхожу в совет директоров компании «Юнитайл» — это производитель керамической плитки.
Я начал в Америке с нуля. Абсолютного нуля. Отталкивался от дна. Думаю, именно благодаря этому я чувствую себя хорошо.
Из-за того что в 40 лет начал все с чистого листа. Надеюсь, что у меня и в 60 будет шанс начать снова. Да, это не сытая жизнь, это не комфортная жизнь, но это интересная жизнь.
Кто-то ходит в туристические походы без связи, кто-то занимается экстремальными видами спорта, а для меня вот это дает адреналин. Конечно, масштабы «Петровича» и многих других компаний, где я бы мог сейчас работать в России, — это другой уровень. Поэтому всегда есть соблазн вернуться. К сожалению, страна, в которой я родился и гражданином которой я являюсь, сейчас стремительно движется в сторону Средневековья, и для меня не совсем понятно, как и когда это закончится, поэтому мы с семьей решили, что помимо сытой и статусной жизни, существуют вещи поважнее.