В 2019 году ситуацию на рынке труда в ретейле и общепите эксперты назвали стабильной: ни стремительного роста спроса на отдельных специалистов, ни заметного, выше уровня инфляции, повышения зарплат, ни скачков уровня официальной безработицы. Конечно, были события, так или иначе оказавшие влияние на рынок труда, например повышение НДС до 20% или региональная экспансия федеральных ретейлеров, которая несколько сбавила обороты по сравнению с 2018 годом. Первое сказалось на и без того невысокой покупательной способности россиян и, как следствие, на финансовом здоровье ретейла, особенно непродовольственного, а значит, повлияло и на кадровый вопрос. «Если в семейном бюджете статья «продукты» неизменно остается довольно большой, то на все остальное расходы урезаются, — поясняет Любовь Федотова, старший консультант по подбору персонала кадровой компании UNITY. — Для вещевого ретейла такая внимательность покупателей к расходам — не самая позитивная тенденция. Особенно изменение в поведении потребителей ощутили luxury-бренды. Интерес к предметам роскоши снизился. В 2019 году мы наблюдали высокую текучесть линейного персонала в точках продаж люксовых вещей. Продавцы-консультанты переходили из магазина одного бренда в другой в поисках лучших условий работы. Однако ситуация везде примерно одинаковая: традиционно доход продавцов формируется из фиксированной и бонусной части, и, когда приток покупателей в бутиках снижается, сохранить заработок на прежнем уровне становится непростой задачей, потому что возможностей получить большую премию, проявив талант продавца, становится все меньше».

Но это ситуация в целом, в то же время, как замечает Анна Ахрамеева, руководитель группы подбора персонала Kelly Services, на российский рынок выходят новые бренды, либо уже представленные марки, занимающие уверенные позиции, открывают новые магазины в Москве и/или в регионах. По ее словам, основной объем заказов в ретейле в 2019 году в компании пришелся на fashion и бьюти. «Вместе с этим растет конкуренция, из-за которой более слабые игроки, не выдерживая ее, вынуждены сокращать число магазинов или вовсе уходить с рынка», — соглашается Анна Ахрамеева с коллегой.

Освоение федеральными продуктовыми сетями регионов, где это еще возможно с точки зрения антимонопольного законодательства, также влияло на ситуацию на рынке труда. С одной стороны, это вынуждало местные компании уходить с рынка, не выдержав конкуренции, в результате чего рынок труда пополнялся новыми соискателями, с другой — появление федерального игрока способствовало спросу на персонал. Правда, этот процесс шел неравномерно, и не всегда потерявшие работу у одного ретейлера находили ее у другого.

Если говорить об общепите, то здесь, похоже, действуют разнонаправленные векторы. С одной стороны, рынок растет. Так, в городах-миллионниках, по данным «2ГИС», за год число мини-кофеен и фреш-баров выросло на 57%, кулинарий — на 43%, фастфуда — на 17%, ресторанов — на 7%. Положительную динамику продемонстрировала и Москва: по данным JLL, на 174 открытых на ключевых торговых улицах заведения общепита пришлось всего 154 закрытых. Из этого тренда выпал Петербург, где, по данным «БестЪ. Коммерческая недвижимость», за год больше заведений общепита закрылось, чем открылось, — 400 против 383 соответственно. Тем не менее рынок растет. По данным Росстата, оборот общественного питания в январе-ноябре 2019 года вырос на 4,9% по сравнению с тем же периодом 2018 года и составил 1,48 трлн рублей. С другой стороны, особой активности на рынке труда не наблюдалось. Эксперты объясняют это тем, что, как правило, получившие популярность и развитие форматы не предполагают массового набора персонала, что могло бы, так сказать, взорвать рынок труда.

Были подвижки — впервые с 2014 года — и в сфере управления торговой недвижимостью. Как ранее писал MarketMedia, в 2019 году общая площадь качественной торговой недвижимости в России увеличилась, по предварительным данным, на 665 тыс. м2, что оценивается как рост в 113% по сравнению с 2014 годом. При этом примерно 40% новых проектов пришлось на Дальний Восток. Однако, по мнению Любови Федотовой, особым изменениям на рынке труда это не способствовало, так как у ТЦ немного пространства для развития.

Не было и какого-то непредвиденного роста зарплат в 2019 году. Все в рамках инфляции. Так, по данным Банка данных заработных плат HeadHunter, в сегменте розничной торговли в России зарплаты за год увеличились на 6,5% (совокупный доход работников уровней «специалист» и «ведущий специалист» составил 58 967 рублей в месяц до вычета налогов в 2019 году), а в отрасли гостиниц, ресторанов, общественного питания и кейтеринга повышение составило всего 2,9% (до 46 738 рублей в месяц). Примерно те же данные приводит и Анна Ахрамеева: «Заработные платы в 2019 году в направлениях fashion и бьюти-ретейл, по нашим данным, выросли в среднем на 5-6% по отношению к 2018 году».

Ждите перемен
Другое дело 2020 год. В этом году усилится конкуренция среди кандидатов в ретейле, особенно в регионах. Мало того что многие местные сети уходят с рынка, причем иногда внезапно для рынка, подтверждением чему стала декабрьская история закрытия петербургской компанией «Интерторг» сети SPAR на Северо-Западе, так еще и в 2020 году, по прогнозам Ассоциации компаний розничной торговли, объединяющей X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту» и др., большинство лидеров намерены сбавить темпы роста по количеству магазинов, сосредоточившись на повышении эффективности своей работы.

Почему схлопнулся «Интерторг», читайте здесь.



Все это не может не найти отражения на рынке труда. Уже сегодня, по данным hh.ru, на одну вакансию в ретейле, например, в Омске и в Ростове-на-Дону приходится более пяти резюме, что приближается к ситуации, когда бал правит работодатель, в то время как в Москве соотношение вакансий и резюме скорее говорит о власти соискателей.



Эксперты уверены, что в этом году продолжит расти спрос на айтишников, специалистов в области e-commerce. Причины понятны — без цифровизации и big data теперь никуда. «Сохранится спрос на аналитиков больших данных, которые будут совершенствовать рекомендательные алгоритмы, — поясняет Любовь Федотова. — Ретейлеры продолжат искать специалистов по машинному обучению: уже сейчас торговые сети разрабатывают программы распознавания эмоций, чтобы определять реакции покупателей и корректировать выкладки товаров. Не останутся без новых предложений и разработчики мобильных приложений. Повысится число компаний, исследующих преимущества AR-проектов в продвижении продукта. Одними из первых в этой сфере стали специалисты IKEA, разработавшие приложение, в котором можно посмотреть, как новая мебель впишется в интерьер покупателя. Также ретейлеры продолжат активно развивать свои маркетплейсы и потому будут искать профессионалов в сфере электронной коммерции с релевантным опытом работы».

При этом, как замечают эксперты, потенциал роста ИТ-сферы все еще оценивается как гигантский. «Все профессии, которые так или иначе связаны с ИТ, а я имею в виду не только программистов, но и дизайнеров, администраторов баз данных etc., востребованы у работодателей, и выражается это в том числе в росте заработных плат. Правда, повторить историю со стремительным скачком доходов, который случился в 2014 году, у них уже не получится», — рассказывала недавно в интервью MarketMedia Наталья Данина, директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter.

Интервью с Натальей Даниной о рынке труда 2019 года читайте здесь



Но кроме внимания к этим специальностям эксперты прогнозируют и особый интерес работодателей к маркетологам, управленцам и логистам, что несколько выбивается из тренда последних лет. Любовь Федотова поясняет этот интерес необходимостью соответствовать запросам покупателей. «Потребители сокращают объемы покупок, чтобы питаться только свежими продуктами, а этому требованию отвечают маленькие магазины, торгующие органически чистыми продуктами с коротким сроком годности, — поясняет она. — Закупки про запас постепенно уходят в прошлое, и продовольственным гипермаркетам сложно вписаться в новую концепцию потребления. В 2020 году они продолжат искать новую стратегию, а следовательно, и топ-менеджеров, которые станут ее идейными вдохновителями и реализаторами. От новых управленцев будут ждать быстрых результатов».

Острожное отношение к покупкам обусловлено не только финансовыми факторами, но и распространением философии разумного потребления, что повышает востребованность уже маркетологов, напоминает Любовь Федотова. «Вопросы экологии (охрана окружающей среды, уменьшение углеродного следа) волнуют все большее число покупателей. «Экологичный» и «практичный» становятся синонимами слова «модный». Ретейлеры, которые внимательно отслеживают тренды, перенимают новое мировоззрение покупателей и предлагают то, чего они ожидают от сознательной и социально ответственной компании, — экологичную упаковку, а также полезные акции. Например, H&M регулярно организует сбор старой одежды: вещи идут на переработку, а их бывшие владельцы получают скидки на новые покупки. Можно прогнозировать, что в 2020 году компании будут активнее нанимать маркетологов, которые смогут показать бренды с новой стороны, привлечь внимание потребителей к экологичным товарам», — объясняет ренессанс профессии маркетолог Любовь Федотова.

Ожидается и рост спроса на логистов из-за активного развития digital-торговли. Компании заинтересованы в специалистах разных уровней — от линейных (складские работники) до управляющих (руководители цепочек поставок), уточняют эксперты рынка труда.

В общепите ожидается спрос на персонал фуд-корнеров и на курьеров. Почему — тоже понятно. Несмотря на высокую конкуренцию, рестораторы будут стремиться в фуд-моллы и развиваться в области стритфуда.

Есть некоторые надежды на оживление на рынке труда в сегменте управления торговой недвижимостью. В 2020 году, по данным аналитиков компании «Магазин магазинов», в Москве ожидается открытие 18 торговых объектов суммарной площадью 364 тыс. м2, в российских регионах, по прогнозу CBRE, — ввод новых торговых площадей в объеме 630 тыс. м2. Несмотря на многочисленные пророчества о том, что торговые центры переживают закат популярности, эксперты рынка торговой недвижимости придерживаются мнения, что речь идет скорее об их трансформации. Как недавно поясняла в интервью MarketMedia директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева, сегодня наблюдается новый виток развития рынка — изменения в сфере ТЦ и традиционной торговле, а также новая модель потребительского поведения. Этот новый виток развития должен повысить спрос на соответствующих специалистов.

С топ-10 торговых центров, открытых в 2019 году, можно ознакомиться здесь.



Кто кого
Кто будет править бал на рынке труда в 2020 году — работодатель или кандидат — на этот вопрос однозначного ответа нет. С одной стороны, как напоминает Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы крупнейшей в России онлайн-рекрутинг-платформы HeadHunter на Северо-Западе, растет конкуренция среди соискателей в том числе за счет активности кандидатов «серебряного возраста», требования работодателей к опыту и навыкам соискателей ужесточаются, непростая экономическая ситуация и рост конкуренции в бизнесе заставляют работодателей быть рациональными, держать в фокусе внимания эффективность человеческих ресурсов и повышение производительности труда. Кроме того, как замечает Анна Ахрамеева, из-за актуальности тренда на социальную ответственность все больше кандидатов отдают предпочтения при выборе компаний тем, кто ему следует, например, не тестируют свою косметику на животных или имеют возможность переработки одежды или использованных упаковок косметических средств.

С другой стороны, рынок труда по-прежнему испытывает дефицит кадров: как по возрасту, так и по hard и soft skills. «Нехватка специалистов с необходимыми hard и soft skills сильнее всего сейчас сказывается на ретейле и общепите, — уверена Ирина Жильникова. — Из-за постоянной потребности в людях затраты на подбор кандидатов в компаниях из этих отраслей увеличиваются. Кадровая гонка требует быстрых процессов рекрутинга и серьезных финансовых вложений в маркетинг. Именно поэтому HR-специалисты в сфере ретейла сегодня возглавляют рекрутинговую «революцию» в сфере управления персоналом, активно используя новые инструменты, которые предлагает рынок (HR-аналитика, ATS, чат-боты и т.п.). Это приводит к тому, что усиливается конкуренция за лучшие кадры, растут затраты на привлечение и удержание персонала, меняется подход к найму кандидатов (расширение целевой аудитории соискателей за счет работников «серебряного возраста», молодежи, людей с инвалидностью)».

Роста зарплат выше среднестатистического в рассматриваемых сегментах эксперты не ждут. «Даже при хорошем стечении обстоятельств сюрпризов по зарплатам в 2020 году, скорее всего, не будет — в среднем они могут вырасти на 5-7% в зависимости от отрасли компании, уровня позиции и профессиональной принадлежности работников», — комментирует Ирина Жильникова.