Современный универмаг — это новый для России вид торговой недвижимости. Да, у формата богатая история. Но в новой России мы пишем ее с чистого листа. Команды, которые сегодня создают универмаги, строят проекты только на своих ошибках, двигаются вперед без отработанных методик и, по сути, создают уникальные истории.
Об авторе
Александра Зайцева в сфере торговой недвижимости работает с 2011 года. Работала с такими проектами, как «АвиаПарк», «Реутов Парк», сеть ТРЦ «Парк Хаус» и другими. Сейчас занимается проектом универмага Trend Island в «АвиаПарке». Автор telegram-канала «Брокер на всю голову». В 2013 году окончила инженерно-экономический факультет РЭУ им. Плеханова.
На успешные зарубежные примеры — Selfridges, Harrods, Galeries Lafayette — они оглядываются только ради вдохновения.
Четкого рецепта, «как сделать успешный универмаг», не существует. Это всегда риск, всегда эксперимент команды, которая готова к ежедневным вызовам и открытиям и сильно open-minded (слегка повернута на своей работе).
Почему старые универмаги трудно переделать, читайте здесь.
Чем универмаги интересны покупателю и чем этот формат отличается от стандартного мультибрендового магазина?
- Особая атмосфера
Атмосфера универмага отличается от ТРЦ. Начиная от прогрессивных и нестандартных дизайнерских решений (у покупателя ни в коем случае не должно сложиться ощущения, что он зашел в «еще один обыкновенный магазин»), заканчивая более спокойной музыкой и общим настроением, которое располагает к неторопливому шопингу. - Уникальный набор брендов
В универмаге наряду с уже известными российскими марками должны быть представлены эксклюзивные вещи: изделия молодых дизайнеров, уникальные иностранные бренды. Главное, что такого микса имен и в таком сочетании потребитель не сможет найти больше нигде. - Постоянные обновления
Формат универмага позволяет максимально быстро понять, интересен ли конкретный бренд аудитории. Ротация арендаторов в пространстве универмага происходит на порядок быстрее, чем в традиционном торговом центре. Поэтому там все время есть что-то новенькое для посетителя. У него много поводов для удивления, а значит, много поводов зайти в универмаг и провести там время. - Мультизадачность пространства
Отвечая на запрос потребителя о «чем-то большем, чем просто магазин», универмаги часто представляют собой многофункциональные пространства. Здесь можно выпить кофе, перекусить, послушать лекцию, потанцевать, посетить мастер-класс и др.
Универмаги сейчас на пике популярности. Почему? На мой взгляд, причина в том, что они отвечают изменившемуся запросу потребителей. Еще в прошлом веке экономисты признали, что иррациональная человеческая природа очень сильно влияет на его выбор и на всю глобальную экономику. Поэтому получили развитие такие дисциплины, как эмоциональный маркетинг и экономика впечатлений. Продавцы наконец-то признали, что их товар — прежде всего эмоции, а не только вещи, что скидками или маркетинговыми кампаниями потребителя не удержать — ему нужно шоу.
Сегодня общие тенденции в потреблении — разумность, осознанность, экологичность и индивидуальность. И эти тренды смешаны с проникновением в нашу жизнь соцсетей и высоких технологий.
Почему универмаги порой напоминают недоразвитое дерево бонсай, читайтездесь.
Что мы видим? Во-первых, шопинг перестает быть интересным сам по себе — люди пытаются совместить его с отдыхом и общением.
Во-вторых, современный покупатель считает деньги. Он готов тратить их там, где ему предложат уникальные вещи, возможно, с интересной историей или с идеей экологичного потребления, которая сегодня многим близка. О таком потребительском опыте человек с радостью расскажет в соцсетях и будет готов этот опыт повторить.
В-третьих, потребители стремительно молодеют и требуют новых уникальных решений.
Универмаги дают ответы на все эти запросы. Хотя многим игрокам рынка торговой недвижимости до сих пор не ясно, как это работает и как «взлетает». Думаю, дело в том, что универмаги — это гибкий формат, который можно «подогнать» под самые разные объемы торговли, под разные целевые аудитории и регионы. Поэтому в ближайшее время нас ждет много интересных открытий таких объектов в самых разных уголках страны.