В первом полугодии 2019 года выход новых международных брендов на российский рынок оказался значительно скромнее, чем годом ранее. Как сообщили эксперты JLL, с начала года на рынок России вышли только 7 брендов против 15 в 2018 году. А покинули рынок 5 брендов против 4 за аналогичный период предыдущего года.

Во 2-м квартале этого года в России дебютировали только три бренда, тогда как годом ранее их было пять. Так, за последние три месяца в России появились британский премиальный ретейлер мужской одежды Hackett London (он открыл фирменный магазин в столичном ТЦ «Метрополис»), премиальный бренд спортивной одежды EA7 Emporio Armani (его магазин появился в ТРЦ «МЕГА Теплый стан») и люксовый мужской бренд одежды Off-White (в качестве корнера он разместился в ЦУМе).

Сколько иностранных брендов вышло в Россию в прошлом году читайте здесь.


Также как и бренды, вышедшие на рынок в 1 квартале 2019 года (в их числе, американские Cult Gaia и DKNY Sport, японский A Bathing Ape (Bape) и датский Rains) новички второго квартала это бренды сегмента «одежда, обувь, белье» ценового уровня «выше среднего» и «премиум».



Между тем, эксперты отмечают, что россияне стали скромнее тратить деньги. «Реальные располагаемые доходы населения в 1-м квартале 2019 года сократились на 2,3% год к году. Реальный рост заработной платы тоже замедлился – с 7,6% в мае 2018 года до 2,8% в аналогичном месяце этого года. Неудивительно, что потребители предпочитают дисконтные магазины, увеличивается доля дискаунтеров и становятся актуальны аутлет-центры», - говорят эксперты JLL. Сейчас в Москве строят сразу три аутлет-центра. Два из них суммарной арендуемой площадью 61 тыс. м2 выйдут на рынок уже в этом году. В результате предложение на московском рынке аутлетов за 2019 год вырастет на 72% и достигнет 145 тыс. м2, уточнили в JLL.

Зачем аутлетам нужны price policemen читайте здесь



Российский рынок (и в первую очередь московский) остается интересным для зарубежных брендов. Но из-за осторожного потребительского поведения и нехватки качественных площадей (во 2-м квартале 2019 года доля свободных площадей в Москве составила 4,1%, что на 0,2% ниже показателя предыдущего квартала) новые международные игроки долго изучают рынок и тщательно выбирают площадки для открытия первой точки продаж. В большинстве случаев ретейлеры не готовы инвестировать напрямую, поэтому привлекают местных партнеров для устранения логистических и операционных сложностей. Кроме того, для развития бренды стараются выбирать проверенные локации с высокими показателями трафика и конверсии, проявляя таким образом осторожность и минимизируя риски.

В Россию приходит меньше брендов по нескольким причинам. Во-первых, многие лидирующие по всему миру бренды уже здесь представлены. Во-вторых, российский рынок достаточно рисковый для европейских и американских компаний, потому что у нас есть бюрократия, различные барьеры. В-третьих, в последнее время рынок не растет, он не показывает позитивной динамики. И еще один сложный момент -  наличие (вернее отсутствие) свободных торговых площадей. Я знаю несколько компаний, которые зашли в нашу страну еще несколько лет назад, но в торговых центрах их не ждут с распростертыми объятиями. Места заняты.

Измениться этот тренд может только в том случае, если российская экономика и розничный рынок начнут расти, и ретейл нашей страны станет более интересным для иностранцев. Любая иностранная компания готова идти на риск, если есть хорошие результаты продаж. В России сейчас это никто гарантировать не может, а риски у нас остаются. 

Вслед за европейцами и американцами покупатели нашей страны стали значительно меньше тратить денег на fashion. Отсюда вывод — рынок не вырос, и даже уменьшился. Последние несколько лет у нас в стране отрицательный баланс так называемой «миграции брендов» — они заходят меньше, чем уходят. Почти все глобальные бренды fashion либо сейчас существуют на российском рынке, либо были здесь ранее и ушли из-за разных причин. На наш взгляд, инвестиционных предпосылок для активной экспансии брендов fashion в данный момент нет.

Вторая причина — снижение покупательской способности в России. Потребитель стремится экономить, поэтому  изучает аутлеты, дисконт-магазины и off-price магазины. 

Иностранные бренды, планирующие выход на рынок России, обращают внимание, как минимум, на три ключевых фактора: политическая стабильность, платежеспособность населения и поведение других иностранных игроков. По первым двум параметрам ситуация уже который год ухудшается , перспектив для изменений в лучшую сторону не видно. А по третьему фактору достаточно открыть данные по динамике открытий и закрытий международных брендов в России за последние три года. Не нужно обладать сверх аналитическими способностями, чтобы понять, что кризис на рынке продолжится. Риски открытия новых магазинов не способны перекрыть даже самые оптимистичные прогнозы. Можно долго рассуждать про цифровизацию, персонализированный маркетинг и оптимизацию логистических цепочек, но это не решит главной проблемы — денег в кошельке у потребителя все меньше.

Российский рынок действительно столкнулся со снижением потребления, как и рынки ряда других стран, например, Бразилии. Новые экономические и политические вызовы приводят к снижению уровня доходов населения. Но пока пока наш опыт работы в России не совпадает с расчетами, сделанными JLL. Впрочем, надо делать поправку на формат аутлетов, в котором мы работаем. Он как раз востребован в периоды кризисов. В прошлом году пул арендаторов FASHION HOUSE Outlet Center Moscow расширился за счет 20 новых ретейлеров, таких как: Trendzone (мультибрендовый магазин), Triumph, Coccodrillo, LUSIO, Glenfield и Milavitsa. Начало 2019 года также стало успешным: мы заключили новые договоры еще с четырьмя арендаторами. Наш второй проект в Петербурге также интересен зарубежным ретейлерам. Здесь будет открыто 120 магазинов. В текущих условиях мы стараемся расширить пул премиум брендов. Они охотно приходят в аутлеты и распродают здесь остатки коллекций. В FASHION HOUSE Moscow более 20% магазинов занимают именно премиум бренды.



Самые дорогие ретейл-бренды мира можно посмотреть здесь.