К началу 2019 года детские развлекательные центры различных форматов были представлены в 53% торговых центрах Москвы. При этом речь идет только о качественных объектах, уточняют в компании JLL, изучившей столичные моллы. Детские развлечения занимают совокупно 165 тыс. м2. В структуре арендаторов доля развлечений для детей составляет 26,5% площади, отданной в торговых центрах под развлечения. Это второе место после лидирующих по доле кинотеатров (43,5%). При этом Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL, уточняет, что в целом сегмент развлечений растет в торговых центрах Москвы: «Если в 2005-2008 годах его доля составляла 4%, то спустя 10 лет данный сегмент вырос в среднем в 2 раза и занимает 8% арендуемой площади».

В Colliers International напоминают, какие развлекательные центры были открыты в прошлом году в московских ТЦ. Это «Туса Джуса» (батутная арена, веревочный парк и скалодром) в ТРЦ «Филион», Teika Boom Ксении Бородиной (аттракционы и семейное кафе) и Joki Joya (квесты, аниматоры, аттракционы, шоу-программа и детские банкетные залы) в ТРЦ Vegas Кунцево. «Разноплановость концепций, представленных в ТЦ, демонстрирует стремление операторов предложить оригинальные, выигрышные варианты», — говорит Константин Будагян, старший аналитик департамента исследований рынка Colliers International.

Интенсивное развитие сегмента детских развлечений в ТРЦ Оксана Копылова поясняет растущей конкуренцией между девелоперами. «Развитие развлекательного сегмента обусловлено высокой конкуренцией на рынке торговых центров и изменением потребительских ожиданий от них. Большую роль стали играть впечатления, опыт и эмоции, получаемые людьми; они формируют лояльность потребителей к тому или иному торговому центру. Кроме того, наличие детских или семейных парков развлечений расширяет целевую аудиторию и генерирует дополнительный поток посетителей», — поясняет она.

Об этом же говорит и Константин Будагян: «Развитие строительства жилых комплексов за пределами МКАД, жители которых, как правило, совершают поездки за покупками на автомобилях и могут выбирать из нескольких крупных ТРЦ со всеми необходимыми повседневными товарами, стимулируют девелоперов к созданию конкурентного преимущества за счет уникального сочетания развлекательных концепций в своих проектах. Вместе с тем большой выбор торговых центров в Московском регионе, увеличение количества личных автомобилей и развитие транспортной инфраструктуры позволяют покупателям уделять больше времени развлечениям в торговых центрах».

Рейтинг городов-миллионников с точки зрения обеспеченности детскими развлечениями смотрите здесь



Однако, несмотря на то что в Москве выше, чем где-либо в России, покупательная способность и плотность населения, говорить о безграничности рынка не приходится. «Транспортная доступность существенно сокращает зону охвата любого проекта. Если досуговый центр обладает уникальными качествами, то ради них стоит проделать больший путь. Но со временем уникальность и новизна любого проекта снижается, а зона охвата сокращается, — поясняет Максимилиан Пивоваров, генеральный директор ГК «КидБург». — В более выигрышной ситуации находятся проекты, которые могут менять содержание без существенных капитальных затрат. Увеличивающийся выбор на рынке детских развлечений повышает избирательность клиентов. Растут требования к качеству предоставляемых услуг. Приведенные факты снижают желание игроков инвестировать в новые проекты. Окупить проект за 5-7 лет очень сложно. В ближайшее время мы, скорее всего, не увидим на рынке новых операторов или оригинальных проектов. Тренд развития будет направлен на повышение качества и снижение издержек».

С ним согласен Павел Ковшаров, основатель сети активити-парков «Zамания». «Для нас 2019 год — это время улучшения сервиса и продаж, а не масштабирования. Быть первым по площади неинтересно. Нужно быть первым в сервисе, а как следствие — в продажах и выручке», — говорит он.

Кроме того, такую тактику диктуют особенности, которые есть у рынка детских развлечений. Речь о его финансовой непрозрачности, которая делает рискованной конкуренцию по цене. «К непрозрачности добавляется отсутствие нормативов в отрасли: это касается в том числе и квалификации людей, в ней работающих, — добавляет Павел Ковшаров. — Еще одна особенность — быстрая смена трендов, которая происходит каждые 3 года, максимум раз в 5 лет. Если когда-то модными были карусели, то потом им на смену пришли игровые автоматы, а их, в свою очередь, сменили активити-парки. Сейчас на пятки наступают VR-парки». Что касается активити-парков, то, по мнению Павла Ковшарова, в этом сегменте довольно жесткая конкуренция. О том же говорит и Максимилиан Пивоваров. По его словам, за последние 2 года произошло существенное пополнение рядов активити-парков. При этом спрос не успевает за предложением. «Открытие новых проектов не влечет пропорционального увеличения числа клиентов в них. Скорее происходит перераспределение», — считает он.

Тем не менее в том, что рынок будет развиваться, эксперты не сомневаются. «Мировой опыт показывает, что увеличение доли площадей, выделяемых под развлечения, кафе и рестораны, является долгосрочным трендом и логичным способом для успешных торговых центров сохранить и увеличить трафик покупателей в физическом пространстве на фоне растущих продаж онлайн-рeтейла», — говорит Константин Будагян. При этом Павел Ковшаров замечает, что слепое копирование того, что уже сделано другими, не принесет успеха. «Нужно делать новые концепции, — уверен он. — Например, в России нет научного музея для детей мирового уровня. Возможно, из-за больших инвестиций в такой проект, потому что речь идет о площади 10-20 тыс. м2 и десятках миллионов долларов. Тренд ближайших 2-3 лет — проекты с интерактивными парками, VR-парки и т.д.». 



Топ-10 крупнейших (по совокупной занимаемой площади) детских развлекательных центров, размещенных в качественных торговых центрах Москвы

Название Площадь, м2 Расположение
«Космик» 36997 «АФИМОЛЛ Сити», «Брендсити», «Европейский», «Глобал Сити», «Калейдоскоп», «Капитолий» «Севастопольский», «Капитолий Вернадского», «Кунцево Плаза», «МЕГА Белая Дача», «Вэйпарк», «Зиг-Заг»
«Zамания» 19867 «Авиапарк», «Азовский», «Косино Парк», «Новомосковский», «Парк Хаус Братеево», «РИО Дмитровка», «ВиВа», «Зеленопарк», «Золотой Вавилон Ростокино»
«КидБург» 11470 Центральный детский магазин на Лубянке, «МЕГА Белая Дача», «Ривьера», «Зеленопарк»
Joki Joya 9913 Columbus, «Июнь», MARi, «Мозаика», «РИГАМОЛЛ»,
Kidzania 7892 «Авиапарк»
«Небо» 7166 «Капитолий Севастопольский», «Филион»
Happylon 6000 VEGAS Каширское шоссе
Kids city 4721 Columbus
Motor city 3752 «Авиапарк», «Хорошо!», MARi, «МЕГА Белая Дача», «Метрополис», «Ривьера»
«Туса Джуса» 3535 «Капитолий Севастопольский», «Филион»
Источник: JLL   





«Космик» 
Парки развлечений созданы 20 лет назад. Сегодня сеть насчитывает 20 развлекательных центров, 13 из которых расположены в Москве и семь в регионах. Согласно СПАРК, принадлежит на 99% офшору «Ареола Корпорейшн» (Британские Виргинские острова). Выручка компании в 2017 году (данных за 2018 год пока нет) составила почти 1,3 млрд рублей. По оценке самой компании, ее парки посещает более 900 тыс. посетителей в год. В марте этого года ООО «Коммерческая недвижимость» уведомила о своем намерении обратиться в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ЗАО «Космик» банкротом.



«Zамания»
Сеть детских активити-парков «Zамания» насчитывает 11 площадок в Москве и Подмосковье. Компания создана в 2015 году Павлом Ковшаровым и Александром Марковым. В 2018 году 30% компании выкупила кипрская Irhet Ltd, аффилированная с группой «Основа». Из 70% бизнеса Павлу Ковшарову принадлежит 95%. Ежегодно парки принимают около 3 млн гостей. В 2018 году выручка, по оценке самой компании, составит 1 млрд рублей. 

Интервью с одним из основателей, Павлом Ковшаровым, читайте здесь





«КидБург»
Сеть, в которой дети знакомятся в интерактивном режиме с различными профессиями, работает с 2011 года. Сегодня это 15 проектов в 13 городах. Компания основана Оксаной Орловой, Екатериной Андреевской, Алексеем Бобровым и Виталием Мацневым. По данным СПАРК, с 2014 года компания оформлена на кипрский офшор «ИОЛИКО ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». Выручка петербургского «КидБурга» в 2017 году составила, по данным СПАРК, почти 574 млн рублей.

Интервью с одной из основательниц сети «КидБург», Оксаной Орловой, читайте здесь 



Joki Joya
Сеть семейных парков активного отдыха появилась в 2014 году. Сегодня она работает в Москве (11 парков), Петербурге (10 парков) и Твери (один парк). Согласно СПАРК, компания принадлежит Арсену Амиянцу (31,67%), Константину Грузманову (31,67%), Александру Маркову (31,66%), Дмитрию Конорову (5%). Зарегистрирована в Петербурге. Выручка в 2017 году составила более 800 млн рублей, включая все регионы.




Kidzania
Детские парки игрового обучения Kidzania — проект мексиканского бизнесмена Хавьера Лопеса Анконы. Первый парк появился в 1999 году, сегодня присутствует более чем в двух десятках стран, в том числе в Англии, Японии, Индонезии, Португалии, ОАЭ, Южной Корее, Индии, Египте, Турции, Саудовской Аравии, Бразилии. В России Kidzania открылся в 2016 году. Его по франшизе развивает издатель онлайн-игр «Иннова» через люксембургскую Innova Partners, обладающую эксклюзивными правами на развитие бренда Kidzania в США, Канаде, Франции. В 2017 году в ходе допэмиссии долю в операторе детских парков игрового обучения приобрел Фонд прямых инвестиций Winter Capital Partners (WCP).

Топ-10 самых больших (по м2) детских развлекательных/семейных центров Москвы

# Название Общая площадь, м2 ТРЦ Адрес Сетевой парк
1 Kidzania 10000 «Авиапарк» Ходынский бульвар, 4 Да
2 «Мастерславль» 6100 МДМЦ «Москва-Сити» Пресненская наб., 4, стр. 1 Нет
3 Happylon Pirates Park 6000 Vegas Каширское шоссе Москва, МКАД, 24 км Нет
4 «Космик» 4893 «Капитолий» пр. Вернадского, 6 Да
5 «Туса Джуса» («Небо») 4000 «Филион» Багратионовский пр-д, 5 Да
6 Zamania 3670 ТЦ 4DAILY Святоозерская ул., 1а Да
7 «Кидбург» 3500 «Ривьера» Автозаводская ул., 18 Да
8 Teika Boom 3000 «Ривьера» Автозаводская ул., 18 Нет
9 Joki Joya 2652 «Вегас Кунцево» Хорошевский пр-д, 14 Да
10 Kids City 2169 Columbus Кировоградская ул., 13а Нет
Источник: Colliers International




«Мастерславль»
Тематический детский парк, знакомящий детей с миром профессий. Представлен в виде миниатюрного города (формат такой же, как у Kidzania, «КидБургов»). Выручка, по СПАРК, в 2017 году составила 102 млн рублей.




Happylon Pirates Park 
Игровое пространство развлечений для детей и взрослых, расположенное на территории торгово-развлекательного комплекса VEGAS, стилизованное под тематический пиратский остров. Включает в себя колесо обозрения, автодром, лазертаг, веревочный городок, батутный комплекс, многоярусный детский лабиринт, 5D-кинотеатр и др. Это один из клубов, принадлежащих сети Happylon бизнесмена Рустама Агеева. Первый парк сети был открыт в 2006 году в Алматы, а в 2019 году он закрылся. С 2010 года парки Happylon появились на Украине и в России. Открытый в 2011 году в Петербурге в ТЦ «Галерея» парк уже не работает. Не работает и открытый первым в Москве Happylon в ТЦ «Филион». В 2018 году бизнесмен сообщил о планах построить в Казахстане два масштабных парка развлечений Happyland. Общая стоимость проекта составляет $175 млн.