Эту песню группы Kazka невозможно не узнать. Конечно, «Плакала» — суперхит-2018, набравший на YouTube под 100 млн просмотров, но все-таки каждый раз удивляешься, что слышишь песню на украинском языке по дороге к одному из рынков Паттайи. Здесь часто можно услышать российский рэп. Просто туристы из России давно являются для местных торговцев ключевыми клиентами. 



Таиланд — любимое место отдыха в зимнее время года для европейских и азиатских туристов. Российские туристы для тайских ретейлеров одни из самых желанных: наша страна занимает второе место по совокупным расходам туристов из разных стран на отдых в Таиланде, поскольку россияне, по данным местного Министерства туризма и спорта, в среднем отдыхают дольше, чем туристы других стран. Лидером по тратам является Китай, а замыкает топ-3 стран Австралия.

По прогнозам, число отдыхающих из России в 2018 году составит 1,6 млн человек, что является максимумом с 2013 года, когда в страну въехало чуть более 1,7 млн человек. Что свидетельствует о восстановлении туристического потока из России после снижения в 2014-2015 годах из-за падения рубля.

По данным Всемирной туристической организации ООН, Таиланд зарабатывает на отдыхающих больше всех в Юго-Восточной Азии. В 2017 году страна собрала на международном туризме около $57 млрд, опередив Японию, Гонконг и Китай почти вдвое. В мировом масштабе Таиланд уступает только США ($211 млрд), Испании ($67 млрд) и Франции ($61 млрд).

Согласно данным Управления по туризму в Таиланде (TAT), четыре пятых ($8,9 млрд) всей выручки ($11 млрд) тайский ретейл делает на туристах. Из них четвертую часть — за счет россиян.

Вместо Паттайи теперь на Пхукет
За время, прошедшее после кризиса 2014 года, у россиян поменялись географические предпочтения в стране: все больше русских едет на Пхукет, предпочитая остров ранее популярной среди российских отдыхающих Паттайе. Впрочем, бюджетная Паттайя по-прежнему востребована среди экономных туристов. В 2018 году ежедневные расходы россиян в этом городе составили $157, в то время как на Пхукете этот показатель превысил $240.

Туристы из европейской части континента научили тайцев праздновать Новый год. Оформлять дороги, витрины, рынки и площади здесь начинают примерно в то же время, что и в России, — за месяц-полтора до самого праздника. Ситуация, кстати, не совсем обычная для азиатских стран. И часто рядом с пальмами можно увидеть наряженные елки, пластмассового снеговика с Дедом Морозом и новогодние гирлянды.



В декабре-январе — пик прибытия российских туристов: если в январе 2018 года в Паттайе отдыхало 226 тыс. человек, то в апреле — всего 126 тыс., причем резкое снижение происходит только после еще довольно холодного в России марта, в этом месяце погреться в Паттайю приезжало 197 тыс. россиян.

К русским с любовью
Одной из привлекательных черт российских покупателей для тайцев является их полное равнодушие к политическим катаклизмам в Таиланде. Если китайский туристический бизнес замирает во время переворотов и демонстраций, довольно частых в Бангкоке, то русские туристы на такие события не реагируют вовсе.

К тому же, в отличие от тех же китайцев, которые во время отдыха организованно осваивают экскурсионные программы, как правило, подготовленные для них китайскими туроператорами, соответственно, траты китайцев в Таиланде возвращаются в экономику своей страны, российские отдыхающие 46% своих бюджетов тратят в местных ресторанах и на шопинг вблизи отеля, 10% трат идет на развлечения.

Тайский ретейл и HoReCa на российскую щедрость отвечают благодарностью, переводя на русский язык все объявления и вывески и даже включая русские блюда в меню национальных ресторанов. Приписку «русская еда» можно увидеть на многих баннерах и вывесках индийского, арабского или итальянского ресторанов, не говоря уже о тайском общепите.

Если мобильные продавцы уличных кафе и ночных рынков давно научились болтать по-русски — иначе в этом бизнесе не выживешь, то в последние годы даже в брендовых магазинах торговых центров премиум-класса можно найти русскоговорящего сотрудника.

«Мы любим русского покупателя, потому что он много покупает», — рассказали в сервисной службе для покупателей одного из первых торговых центров высокого уровня в Паттайе — Festival Central.

Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»
Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»
Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»
Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»
Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»
Новогодние каникулы в Тайланде
Новогодние каникулы в ТайландеАрхив «ММ»


Загадочную русскую страсть к новогодним подаркам научились эксплуатировать даже в книжных магазинах Таиланда, где предлагают купить книги на тайском языке в качестве новогоднего подарка. Россияне же с воодушевлением скупают книги с хорошей печатью с экзотичными буквами в качестве сувенира.

Помимо книг, к рождественским праздникам книжные магазины активно продают игрушки, сувениры, по-новогоднему оформленную канцелярию. «Россияне чаще всего к нам приходят семьями, — рассказывает Сузи Чарончай из магазина «Азия-книга», — конечно, туристы из России не главная наша аудитория, но очень чувствительная. Помимо сувениров и игрушек, они покупают блокноты, сумки, маркеры и предметы для рукоделия».

Но русских покупателей любят не только в книжных магазинах и ресторанах, но и в магазинах одежды и электроники. Причем российские туристы чаще покупают зимнюю одежду, чем летнюю, более соответствующую жаркому климату в Таиланде. Этот ассортимент, собственно, и рассчитан только на европейцев.

Шопинг по-тайски
Таиланд хорошо известен уникальными бюджетными предложениями: «макашницы» (тележка с едой. — Ред.), ночные рынки, уличные торговцы и недорогие торговые центры одновременно составляют неотъемлемую часть национального колорита страны и генерируют разнообразное предложение для экономного туриста.

Основной силой в розничной торговле является сегмент круглосуточных мини-маркетов, работающих друг от друга буквально в нескольких десятках метров. Удобство их расположения оказало влияние на потребительское поведение самих тайцев, которые стали заходить туда по нескольку раз на дню, покупая немного товаров за раз. Лидируют в этой нише магазины 7-Eleven международной компании CP ALL. Помимо них сильные позиции у сетей Tesco Lotus Express, Mini Big C и FamilyMart. Общее число магазинов у дома в Таиланде на момент конца 2018 года превысило 13 тыс.

Рядом с экономсектором бурными темпами развивается ретейл высокого класса. В крупных городах страны работают роскошные торговые центры Siam Paragon, Terminal 21, Siam Discovery, Central Festival.

Жизнь после военного переворота
Международные и тайские эксперты говорят о признаках восстановления розничной торговли в стране после длительного периода вялости, связанного с военным переворотом в 2014 году и падением туристического потока из России и Украины в 2014-2015 годах из-за падения рубля и гривны.

Сейчас в стране ощущается общая стабильность, инвесторы стали вкладывать средства в крупные инвестпроекты. Оптимизм на рынок постепенно возвращается. В 2018 году рост розничных продаж показал 9,7%, а Банк Таиланда зафиксировал рост индекса продаж с 212,92 в 2015 году до 259,38 в марте 2018 года.

В июне этого года тайская компания Siam Piwat Group и американская Simon Premium Outlets на паритетных началах создали совместное предприятие для строительства в Бангкоке трех новых торговых центров премиум-класса, их ввод запланирован в 2020 году.

В скором времени также планируется открытие крупных торговых площадок Central Phuket и Central Plaza Ayuttaya, которые принадлежат местной девелоперской компании Central Pattana. Также компания планирует открыть торговый центр в 10 минутах езды от международного аэропорта Суварнабхуми и построить крупнейший в стране аутлет-центр площадью 160 тыс. м2. Еще несколько крупных торговых центров находятся на стадии проекта.

Оживить розничную торговлю отчасти помогли увеличение минимальной заработной платы, а также 11 млн государственных карт социального обеспечения с ежемесячными надбавками, которые малообеспеченные семьи могут потратить на продукты питания и товары первой необходимости.

В 2019 году в Таиланде ожидают почти 40 млн иностранцев (2018 году, по предварительным данным, около 30 млн), что составляет более половины населения страны. Поток из России занимает второе среди европейских стран после Великобритании и седьмое в общем рейтинге стран.

Интернет-торговля как точка роста
Несмотря на весь позитив, опасения по поводу будущего отрасли у ретейлеров остаются. Во многом они связаны с высоким государственным долгом и неопределенностью в отношении предстоящих в 2019 году выборов в Таиланде.

В сегменте FMCG по-прежнему сохраняется низкий рост, временами переходящий в спад. Также плохой результат демонстрируют магазины для людей с низким и средним доходом. Рост покупательной способности неравномерен и сконцентрирован в Бангкоке и других крупных, чаще всего туристических городах. Растет также число пустующих торговых площадей, причем не только во второстепенных городах, но и в самом Бангкоке.

Одной из весомых точек роста для тайского ретейла эксперты называют электронную торговлю, набирающую популярность среди жителей Таиланда. Так, по оценкам Ассоциации ретейлеров Таиланда (TRA), в 2017 году 10% тайских домохозяйств использовали каналы онлайн-покупок, тогда как в 2016 году их было всего 7,3%.

Эксперты TRA ожидают, что ежегодный рост составит 15-20% благодаря увеличению уровня проникновения Интернета и улучшения сервиса онлайн-услуг. Пока в этом поле хозяйничают Amazon и Alibaba, но постепенно возможности электронной торговли осваивают основные розничные предприятия страны, на что в определенной мере влияет программа ускоренного развития EEC (Восточный экономический коридор), включающая улучшение складских и логистических мощностей в регионе, расположенном вдоль побережья Сиамского залива.