Singularity Sushi — ресторан, который совсем скоро откроется в Японии. В этом заведении каждая порция суши будет создаваться с учетом индивидуальных потребностей организма и здоровья каждого гостя. Прежде чем забронировать стол в ресторане, необходимо будет предоставить анализы ДНК, урины и содержимого кишечника, которые станут «идентификатором здоровья».



Ресторан отправит гостю набор для сбора образцов, который он сможет сделать прямо дома. После тестирования и анализа данных, ресторан получит Health ID и начнет создавать индивидуальные суши с помощью 3D-печати. В результате гость получит суши, которые будут содержать оптимальное количество витаминов и других полезных ингредиентов.

При входе в ресторан камера распознает биометрические данные гостя и передаст информацию 3D-принтеру, чтобы он мог приготовить вашу еду.


Процесс создания суши будет осуществляться гигантскими роботизированными руками. Готовы ли вы стать участником такого уникального опыта? В ответ на этот вопрос около 30% российской аудитории дают положительный ответ. Давайте рассмотрим ситуацию в масштабах всего мира.

Согласно исследованиям NielsenIQ, в 2022 году 64% респондентов нашли больше способов и мотивации для адаптации своего образа жизни и выбора продуктов питания к своим потребностям и убеждениям. А исследования, датированные сентябрем 2023 года, показывают, что в сравнении с сентябрем 2022 года в поисковиках в 3 раза увеличились запросы на тему здорового и персонализированного питания и пищевых добавок. Ожидается, что глобальный рынок персонализированного питания будет иметь средний годовой темп роста в 6,5% с 2023 по 2032 год.

Таким образом, одной из главных тенденций, описывающих еду будущего в 2030 году становится гиперперсонализация.


Давайте рассмотрим тенденцию на интереснейших кейсах из мировой практики.

Фудконцепции и ДНК
Помимо Singularity Sushi, о которой мы уже говорили, еще одну интересную фудконцепцию представляет компания VitaMajo из Великобритании, которая использует собственное программное обеспечение, для того чтобы гости могли персонализировать блюда в зависимости от их диеты, целей в области здоровья, характеристик генома и вкусовых предпочтений. VitaMajo работает в сотрудничестве с Thriva и DNAFit - крупнейшими компаниями, которые специализируются на ДНК-исследованиях. В итоге генерируется не только персонализированное меню, но и подходящий для человека вид спорта, данные о предрасположенности к углеводам, соли или насыщенным жирам, информация о непереносимости лактозы и глютена, индивидуальные потребности в антиоксидантах и витаминах.

Бренд MY MUESLI использует технологии бережливого производства, чтобы позволить клиентам создавать персонализированные смеси хлопьев. На основе тестов ДНК и тестов крови потребителей, компания адаптирует смеси мюслей к их конкретным потребностям в макро- и микроэлементах. Мюсли могут быть приготовлены из более чем 80 полезных компонентов, а упаковываются они в жестяные коробки, дизайн которых потребитель также может спроектировать индивидуально для себя. Кстати, уже сейчас на сайте компании можно выбрать лимитированную рождественскую серию банок для персонализированных мюсли.

Компании-исследователи
Важно понимать, что за всеми разработками в области персонализированного питания и продуктов будущего стоят компании-исследователи, которые генерируют огромные базы данных, содержащие информацию о разных типах потребления, основываясь на анализе ДНК, РНК, анализе крови, анализе урины, диагностике дыхания, микробиоме и других материалах, содержащих информацию о геноме.

Компания DNA FIT в Великобритании занимается персонализированным питанием на основе ДНК-тестов - предоставляет информацию об эффективной диете, фитнесе и хорошем самочувствии.

В каждом наборе для теста, которые производит DNA FIT, есть все необходимое, чтобы взять образец ДНК дома самостоятельно и отправить его в лабораторию для анализа.


Далее человек получает персонализированный отчет с практическими выводами и рекомендациями, основанными на его уникальном генетическом коде. Компания работает в коллаборации с гастропроектом Vita Mojo, и в интеграции с супермаркетами Tesco, Sainsbury's, Waitrose, Ocado. Также DNA FIT предлагает бесплатную поддержку от диетологов и спортивных ученых, индивидуальные онлайн-тренировки и планы диеты.

В США и Европе работает множество компаний, которые занимаются научными исследованиями и предлагают специальные добавки для здоровья кишечника. Например, компания BIOHM вкладывает значительные средства в научные исследования микробиома кишечника. Добавки BIOHM оптимизируют пищеварение, сочетая так называемые хорошие бактерии, грибки и мощный пищеварительный фермент, который помогает разрушать пищеварительный налет. BIOHM также выпустила ряд добавок, которые позволяют формуле пробиотиков BIOHM поддерживать и оптимизировать баланс всего микробиома пищеварительной системы.

Bioniq — платформа на основе искусственного интеллекта, созданная в Швейцарии и Великобритании. BIONIQ предлагает подход к профилактике заболеваний и укреплению здоровья через персонализированные добавки. Для этого компания создала цифровую платформу, которая с течением времени агрегирует и анализирует данные анализов крови, генетических тестов и тестов микробиома с помощью ИИ. В основе добавок Bioniq лежит швейцарская технология максимальной биодоступности 10 млн возможных комбинаций из 34 ингредиентов, которые собираются в индивидуальные добавки.

Еда, как лекарство
Kaffe Bueno — датский стартап, который использует зеленую химию и биотехнологии для создания активных и функциональных ингредиентов для пищевых продуктов и нутрицевтиков. Стартап перерабатывает побочные продукты кофе, чтобы превратить их в активные ингредиенты, такие, как Kaffoil — универсальный экстракт на веганской основе, который придает продуктам питания и напиткам насыщенный кофейный вкус, а также содержит полезные для здоровья соединения. А также Kafflour — еще один продукт, который стартап производит из использованной кофейной гущи, это безглютеновая мука с низким содержанием жира и высоким содержанием белков, пищевыми волокнами и калием.

Любителей кофе и поклонников здорового образа жизни объединил интерес к лекарственным грибам. Эти пищевые добавки давно ценятся в Индии и Китае за свои целебные свойства, в том числе за способность повышать настроение и снимать стресс. В последние годы лекарственные грибы начали пользоваться популярностью и за пределами этих двух стран. Например, в нью-йоркском ShroomRoom грибы Lion's mane, чага и рейши измельчают в крошку и используют для приготовления латте. Такой кофе содержит меньше кофеина по сравнению с обычным, а добавленные в него лекарственные грибы помогают лучше сосредоточиться.

Продукты будущего
Одним из самых известных проектов в индустрии продуктов будущего является стартап EAT JUST, который работает на рынке США и производит клеточное куриное «мясо» из растительных компонентов. Компания впервые представила разработку в 2022 году под брендом Good Meat и на текущий момент единственной страной, которая одобрила продажу такого «мяса» на своей территории стал Сингапур.

Спрос на альтернативные животные продукты, такие как культивированное и растительное мясо, растет. По оценкам экспертов CNBC, в течение десятилетия рынок альтернативного мяса достигнет $140 млрд, что составит 10% глобальной мясной индустрии.

HARGOL FOOD TECH — израильская компания, которая производит белок из насекомых и является мировым лидером по выращиванию кузнечиков. Выпускает белковый порошок из саранчи и сушеных насекомых. Продукция компании пользуется спросом в Европе и США, как ингредиент для протеиновых коктейлей, батончиков и макаронных изделий. В целом рост объемов белка, производимого из насекомых — один из ключевых трендов мирового FoodTech рынка последних лет. К 2025 года рынок такого протеина прирастет в среднем на 37,5%.

Essento - компания из Швейцарии, производящая снеки из насекомых. Essento работает с технологиями производства продуктов из сушеных сверчков с 2018 года.

В ассортименте компании представлены батончики, закуски из насекомых с различными вкусами, сверчковая мука, готовое сырье для приготовления насекомых дома и даже книга - сборник рецептов по приготовлению самостоятельно.


Компания продолжает привлекать инвестиции на развитие исследований и производства.

Вертикальные фермы, получившие широкое распространение в США и Европе, рассмотрим на примере компании Plenty. Такая ферма может экономить миллионы галлонов воды ежегодно. Компания Plenty разработала уникальный метод ведения сельского хозяйства, использующий лишь часть земли и воды по сравнению с традиционными технологиями. А Curly Baby Spinach — новейший продукт Plenty, который только что был выпущен в Комптоне. Plenty усовершенствовала среду выращивания салата, чтобы стабильно производить шпинат с отчетливым сладким вкусом и уникальным хрустом...

Еда будущего совсем близко. Но ее путь ко внедрению и адаптации к современному образу жизни непрост. Например, рассмотренный нами проект Singularity Sushi с суши на основе ДНК был заявлен к открытию в 2020 году. Проект по-прежнему в стадии разработки и готовиться стать реальностью.