Выбирая место работы, россияне, как выяснили исследователи hh.ru, обращают основное внимание на зарплату, возможности карьерного роста (60% респондентов), удобное рабочее место и оплату сверхурочных (по 57%). Для меньшей части соискателей важны также оплата их обучения за счет работодателя (49%), гибкий график работы (37%). Для 5% опрошенных важны корпоративные подарки на праздники, а для 3% — возможность пользоваться услугами штатного психолога.
В Ростовской области, Краснодарском крае и Воронежской области на первом месте по важности оказалась оплата сверхурочных (73%, 69% и 50% соответственно). Для 65% нижегородцев при выборе работодателя важно удобное рабочее место, а в Самарской области больше всего тех, для кого важно, чтобы компания оплачивала их обучение.
Как замечают эксперты, топ-3 значимых условий почти всегда остается на верхних позициях, но с некоторыми колебаниями в экономически сложное время. «Мотивация номер один сейчас у соискателей – уровень заработной платы, — говорит Татьяна Долякова, генеральный директор PRO Personnel (Москва). — Причем соискатели нередко морально готовы к нестабильности и к альтернативным формам труда, соглашаясь, например, на условия контракта на год, договора на проект, декретной ставки. Возможность карьерного роста уступила позиции размеру заработной платы».
Марии Маргулис, директор рекрутингового агентства «1000 кадров» (Петербург), уточняет, что все-таки набор критериев зависит от каждого конкретного человека. «Для студента, который только входит в профессию, может быть важен опыт. И поэтому для него основными критериями выбора станут гибкий график и карьерные возможности, а зарплата и близость к месту проживания отойдут на второй план, - говорит она, - Я уверена, что с возрастом, с достижением профессиональных высот, требования к месту работы должны меняется»
Но кроме критериев выбора исследователей из hh.ru заинтересовал еще вопрос, как работники оценивают степень заботы компании о них. Респондентов попросили дать оценку от 1 (совсем не заботится) до 5 (очень заботится). Оказалось, что заботятся так себе: показатель по России — 2,54 балла, в Петербурге — 2,42, в Москве — 2,51.
Что же работники понимают под заботой? Например, в приоритете петербургских соискателей оказались своевременная выплата зарплаты — 68% опрошенных выбрали этот вариант ответа, комфортные условия для работы (удобное рабочее место, оснащенное всем необходимым) — 32%, а также уютный офис — 27%. Также респонденты отмечали достойный уровень зарплаты и корпоративные мероприятия (по 25% на каждый вариант), гибкий график работы и возможность работать из дома при плохом самочувствии (по 23%). В топ-5 проявлений заботы наряду с своевременной выплатой, рабочим местом и уютным офисом в Свердловской области вошли еще и корпоративные мероприятия и оплата обучения, в Самарской области — корпоративные мероприятия и подарки к праздникам.
Большая часть соискателей в Москве и Петербурге не считает проявлением заботы услуги штатного психолога, с которым можно обсудить проблемы (только 1% респондентов отметили этот пункт как значимый). Возможности для карьерного роста, корпоративные абонементы в спортзал/фитнес-центр и внимание к детям сотрудников (путевки в лагеря, мероприятия и т.п.) тоже не лидируют по количеству ответов.
По мнению Татьяны Доляковой, в 2018–2019 годах такие бонусы как оплата работодателем спортзала, корпоративные мероприятия не оказывают влияния на выбор соискателя, им важнее фиксированная прозрачная заработная плата . Безусловно, ситуация по отраслям разнится. «Например, для IT/диджитал стандартная ситуация — высокая белая заработная плата плюс соцпакет плюс гибкий график работы, он-лайн обучение, перекусы в офисе за счет работодателя, — поясняет Татьяна Долякова. — Другая ситуация в банковской отрасли: линейные сотрудники держаться за рабочие места, важна регулярная зарплата, гарантии. Западные компании уходят с российского рынка, отрасли развиты не равномерно, основные вакансии в Москве, в регионах в разы меньше выбора работы и работодателей». Мария Маргулис уверена: идеальный вариант и для работодателя, и для работника – это возможность выбора. «Сейчас таких компаний из-за кризиса уже немного, но еще пару лет назад существовала такая практика, когда работник мог выбрать на оговоренную заранее сумму из списка бонусов нужные ему позиции», — поясняет Мария.
Но если уж работник чувствует заботу о себе со стороны работодателя, то он готов почти горы свернуть. Так, к примеру, 88% россиян готовы были бы работать сверхурочно при необходимости. При этом такую готовность в большей мере (57%) проявляют работники Самарской области. А 79% опрошенных россиян готовы были бы периодически выполнять работу, не относящуюся напрямую к их обязанностям. Выше всего эта доля среди соискателей из Воронежской области (81%), а также среди представителей топ-менеджмента (91%).
В своих предпочтениях к месту работы соискатели заметно отличаются. Чем сильнее человек стремиться к своему развитию, реализации, профессиональному росту, изменению мира к лучшему через профессию, тем больше он обращает внимание на сопутствующие зарплате факторы: «Что такого ценного, кроме денег, может предложить мне работодатель?» Деньги важны, но, как правило, это та мотивация, которая перестает работать и начинает восприниматься сотрудником как данность гораздо быстрее, чем нематериальные мотивы. Если посмотреть срез вакансий в любой из профессий, то в целом при прочих равных мы увидим один и тот же уровень заработной платы. Как оказаться конкурентным работодателем на рынке? Предложить что-то особенное, дополнительное. Карьерный рост, ДМС, спортивные занятия, гибкий график работы, наставничество, лучший по профессии, - предложений много. И именно эти факторы для большинства соискателей становятся важнее. Повторюсь, речь идет не о всех – только о тех, кто ищет чего-то большего, чем просто приходить в офис с 9 до 18 и пить чай. И в разрезе последних десяти лет наши наблюдения говорят: поколение «ищущих» растет, и сегодня это каждый пятый работоспособный гражданин. Если отказаться от дополнительных стимулов, можно проиграть гонку конкурентам, что и происходит на наших глазах.