Объявленная сумма сделки — 171 млн евро. После уплаты налогов у продавца останется 139 млн евро. Для сравнения: строительство торгового центра стоило 185 млн евро. На 1 января 2018 года он оценивался в 181 млн евро. Между тем в 2012 году, когда впервые было объявлено о намерениях финнов его продать, стоимость актива эксперты оценивали в $500 млн (то есть 389 млн евро по средневзвешенному курсу того года).

Завершить сделку стороны планируют к концу года, после того как ее одобрит Федеральная антимонопольная служба. «Эта сделка позволит нам полностью сосредоточиться на развитии своих магазинов в Финляндии и странах Балтии. В то же время продажи увеличивают нашу финансовую гибкость и уменьшают задолженность в балансе», — говорит управляющий директор Stockmann Лаури Вейхалайнен.

«Невский центр» открылся Петербурге 11 ноября 2010 года. Его общая площадь — 91 тыс. м2 (а арендная — около 45 тыс. м2). В здании девять этажей. Два верхних этажа предназначены для офисов класса А (их площадь — около 5 тыс. м2), а под зданиями находится трехуровневый паркинг на 550 автомобилей. Якорный арендатор — универмаг «Стокманн» (сейчас этот бренд развивает в России компания Reviva Holdings Limited). Всего в ТЦ более 80 магазинов, фуд-корт, ресторан «Москва» холдинга Ginza Proejct и фитнес-центр. Целевая аудитория ТЦ — покупатели в возрасте 25-55 лет с уровнем дохода выше среднего. Универмаг охватывает примерно 80% населения Петербурга (более 4 млн человек).


Рынок в России сложный. Но мы не считаем, что играем здесь в рулетку. Ничего из своего портфеля не продаем. Более того — ищем новые активы для вложений. И сейчас в переговорах по нескольким объектам. Но качественного продукта мало, и цена на него не так интересна, как несколько лет назад.


После продажи ТЦ «Невский центр» у Stockmann Group активов в России не осталось. Чуть ранее, в 2016 году, ретейлер продал сеть из шести своих российских универмагов (пять в Москве и один в Екатеринбурге) компании Reviva Holdings Ltd., владевшей на тот момент в России франшизой сети Debenhams.

Покупатель «Невского центра» — PPF Real Estate — это часть PPF Group, инвестиционной компании, созданной в 1991 году в Чешской Республике. Стоимость всех активов PPF в настоящее время превышает 38 млрд евро. В числе проектов группы в России — московские бизнес-центр «Метрополис», бизнес-парк Comcity и складской комплекс «Южные врата». У нее также есть активы в Московской области, Рязани и Астрахани. В этом году холдинг заявил, что продолжит развитие на российском рынке.

«Рынок в России сложный. Но мы не считаем, что играем здесь в рулетку. Ничего из своего портфеля не продаем. Более того — ищем новые активы для вложений. И сейчас находимся в переговорах по нескольким объектам. Но качественного продукта мало, и цена на него не так интересна, как несколько лет назад», — заявлял директор PPF Real Estate Russia Николай Обайдин на недавнем форуме PROEstate.

Впервые о намерениях продать «Невский центр» собственник объявил в ноябре 2012 года. Но финская компания изменила планы, поскольку рентабельность комплекса после частичной смены арендаторов улучшилась. А с ноября 2016 года комплекс снова оказался в активной продаже. На него претендовали несколько покупателей, в числе которых называли московскую O1 Group, Morgan Stanley, Hines и PPF Real Estate. Но в итоге Morgan Stanley отказался от сделки из-за ухудшения отношений между Россией и США.