В России с февраля 2015 года закрылось 1825 сетевых магазинов одежды. Традиционный fashion-ретейл проваливался 3 года подряд, и самый сильный его спад был зафиксирован в 2017 году — тогда рынок недосчитался 1415 магазинов.

Но за последний год (с февраля 2018-го по февраль 2019 года) число офлайн-магазинов одежды в России впервые выросло на 196, что может свидетельствовать о стабилизации ситуации в сегменте, сообщила на конференции Retail Day-2019 руководитель аналитической группы РБК Инга Микаелян.

По обороту за время экономического кризиса рынок fation-ретейла сократился в России на 23%. Но динамика в сегментах традиционной торговли и е-сommerce разная. Если на последний год традиционная торговля fashion-товарами выросла только на 1% (составила 2,6 трлн рублей), то е-сommerce за тот же период прибавил 30% (достиг 233 млрд рублей). «Такой серьезный рост интернет-торговли одеждой и обувью произошел во многом благодаря Wildberries: оборот компании в 2018 году вырос на 72%, с 69 млрд до 118,7 млрд рублей», — говорит Инга Микаелян.



Подобная динамика, по данным аналитиков РБК, характерна не только для fashion-ретейла, но и для всей российской розничной торговли вообще. «За время кризиса этот рынок сократился на 3,8 трлн рублей (на 14%), до 31,6 трлн рублей. А е-сommerce за тот же период вырос на 771 млрд рублей (почти 70%), до 1,88 трлн рублей. Таким образом, общая доля е-сommerce в обороте российской розницы уже достигла 4%», — констатирует Инга Микаелян. Активней всего в Интернете растут продажи детских товаров (за 5 лет оборот вырос на 53%), продуктов питания (рост 47%) и лекарств (46%). 

«Большинство офлайн-ретейлеров практикуют стратегию омниканального развития. В частности, в сегменте fashion собственные интернет-магазины уже имеют 64% сетевых ретейлеров. А если смотреть на всю розницу в совокупности, то самые большие доли онлайн-продаж сейчас у «Петровича» (40%), «М.Видео» и DNS (по 19%), «Эльдорадо» (17%), а также мебельного гипермаркета Hoff (16%)», — говорит Инга Микаелян.

Но лидерами продаж в Интернете остаются маркетплейсы. Самые популярные из них AliExpress (им пользуются 28% интернет-покупателей), OZON (15%) и Wildberries (8%), отмечает эксперт.

Как развивается рынок маркетплейсов в России, читайте здесь.



По ее словам, е-сommerce развивается так стремительно, поскольку потребитель понял, что может экономить на таких покупках не только время, но и деньги. «А поскольку с 2014 года доходы населения снизились на 11%, а цены выросли на 42% — это очень актуальная тема. За 5 лет не только сократилось число спонтанных покупок. Но даже появился целый пласт новых потребителей, которые постоянно находятся в поиске и стремятся снизить свои затраты на товар при сохранении его качества», — говорит она.



По данным РБК, число покупателей интернет-магазинов в России уже достигло 16 млн человек. И в прошлом году их количество увеличилось на 13,1%, в том числе за счет активного развития такой торговли в городах-стотысячниках.

«Доля онлайн-продаж через 10 лет увеличится в 4-5 раз за счет развития самого Интернета и расширения ассортимента товаров, представленных там. Ниша с самым высоким потенциалом — продукты питания. Пока на их продажи через Интернет приходится только 13% от розничного оборота. Развитие сегмента сдерживает неразвитая логистика. Но если ретейлеры решат эту проблему, развитие будет стремительным. Достаточно посмотреть, как развивается в России тот же сегмент доставки готовой еды (за 5 лет он увеличился на 44 млрд, до 132 млрд рублей). Доля доставки в обороте общепита уже достигла 9%, и это не предел», — заключила Инга Микаелян.