Нам понадобилось всего лишь 3-4 раза застрять в центре Ренна, чтобы понять — никогда-никогда нельзя ездить туда на машине в субботу утром, когда работает еженедельный рынок (если, конечно, вы не готовы вставать в 8 утра, чтобы попытаться отхватить себе место на подземной парковке). Потом уже только метро: главная площадь, на которой когда-то проводились рыцарские турниры, будет полностью занята торговцами, и со всего города поедут толпы народа с сумками, корзинками и тележками. Или налегке: собраться компанией, купить местного бретонского фастфуда, а потом вместе с ним пойти посидеть в баре — это уже стандартный субботний досуг. Рынок работает всего до 13:00, потом толпа рассеивается по местным заведениям (заняты будут все сидячие места, включая ступеньки), а на площади появляются мусоровозы и поливальные машины — уборка площади будет продолжаться примерно до 16:00-17:00. И так до следующей субботы.

Рыночная паутина
Согласно последнему исследованию, во Франции больше 10 тыс. рынков, из которых чуть больше тысячи являются стационарными, то есть занимают торговые залы или ряды. Около сотни рынков находится в Париже примерно в тех же пропорциях по разновидности. Торговля на открытых площадках (как правило, исторически сложившихся рыночных площадях) регулируется муниципалитетами, причем иногда они могут управлять рынками и сдавать места в аренду напрямую без каких-либо концессий, если коммуна небольшая и хочет сэкономить.

В среднем каждый открытый рынок работает 1,1 раза в неделю (то есть большая часть — один раз, а особо крупные — два). В рыночной торговле Франции задействовано 38,5 тыс. предпринимателей, причем основная часть — те, для кого торговля на рынках — это основной бизнес, то есть они не имеют ни своего производства, ни магазинов. Их основные активы — это транспорт. В среднем они объезжают 4,8 рынка в неделю.



Доля производителей и фермеров традиционно выше всего в мясных и молочных отделах, однако основную долю на рынках занимают продавцы овощей и фруктов — единственный сегмент, где они составляют ощутимую конкуренцию супермаркетам и гипермаркетам. Поэтому в целом по рынкам доля производителей составляет только 17%.



О бедном торговце
У рыночных торговцев есть свой профессиональный союз — Национальная федерация рынков Франции, которая организует встречи и конгрессы, и понятно, что без господдержки не обходится. Торговая палата Парижа в свое время выпустила отчет, посвященный стимулированию деятельности рынков, в котором содержалось около 30 конкретных предложений. Среди них, в частности, было: расширение часов работы, создание новых площадок, необходимость предоставления предпринимателям муниципалитетами электричества, холодильного оборудования для хранения и лабораторий, обеспечение прозрачности заключения договоров аренды. Кроме того, шла речь о необходимости вовлечения молодежи и использовании новых технологий (присутствия в социальных сетях, геолокации, системы удаленных заказов и пр.). Стартаперы в эту сферу и правда пока не торопятся — 60% предпринимателей, работающих на рынках, старше 45 лет.

Поддержка рынков включает еще борьбу с нелегальной уличной торговлей, а также улучшение юридического регулирования. Например, примерно для 60% французских рыночных торговцев этот бизнес является семейным, соответственно, необходимо создать официальный статус для члена семьи без зарплаты, а также обеспечить передачу права аренды места на рынке по наследству.

При этом власти так стараются вовсе не потому, что французские рынки играют какую-то особую роль в экономике. Их доля в розничной торговле продуктами питания минимальна, хотя и стабильна — по данным INSEE, местного национального статистического агентства, этот показатель составлял 2,3% в 2015-м и 2,4% в 2016-2017-м. Основной игрок, как и везде в развитых странах, — это гипермаркеты и супермаркеты, которые контролируют порядка 65% продаж.

Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)
Рынок Le Marche des Lices в Ренне (Франция)© Destination_Rennes


Миллионерами на рынках не становятся: по данным OBEA, около 30% предпринимателей, работающих только на временных рынках, имеют выручку меньше 50 тыс. евро в год. У тех, кто параллельно имеет постоянное место торговли, дела обстоят гораздо лучше — среди них всего 5-6% компаний имеют доход меньше 50 тыс., а больше 40% получают выручку больше 200 тыс. евро в год. Они также более позитивно оценивают перспективы и рост своего бизнеса. Отсюда вывод: надо вводить больше стационарных рынков, для чего во многих городах Франции сегодня местные власти ищут инвесторов.

Мечта урбаниста
Потому что, по мнению французских экономистов, не принося больших доходов напрямую, рынки оказывают большое косвенное влияние на торговлю в целом. Прежде всего считается, что рынок — это «душа» города, привлекая покупателей, он повышает общую динамику торговли в его центре, который, в свою очередь, сегодня теряет трафик из-за роста торговых центров. Как выяснилось, именно этот процесс мы и могли наблюдать по субботам в Ренне.

Вторая функция — это быть профессиональной площадкой. Французский продавец рыбой умеет вытаскивать рыбьи кишки с изяществом, а мясник — нарезать стейки с точностью до грамма. Ресторанные же закупщики будут приходить туда договариваться и дружить с продавцами лично.

Ну и наконец, что касается покупателей, оказывается, рынки не просто удовлетворяют потребности потребителей в местных локальных продуктах, но и выполняют важную социальную функцию. В отличие от супермаркетов, они остаются местом общения, а в небольших коммунах служат еженедельным событием, объединяющим его жителей. Можно даже продолжить цепочку еще дальше — сохранение жизни в маленьких городках в итоге способствует их туристической привлекательности, а на туризме Франция как раз зарабатывает уже по-настоящему большие деньги.

Так что сеть рынков имеет все шансы расти дальше — на радость покупателям и предпринимателям.