1. НДС вырос до 20%
Одно из самых серьезных влияний на российский бизнес вообще и на рынок торговли в частности в наступившем году окажет повышение базовой ставки НДС с 18 до 20%, которое еще в октябре прошлого года было зафиксировано в ФЗ №303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах». Для исчисления НДС по ставке 20% дата заключения договоров не имеет значения. Новый НДС начислят, даже если договоры заключили до 1 января 2019 года, даже если по ним получена предоплата и даже если началась реализация товара. Это означает, что если в договоре стоимость товара указана с учетом НДС, то продавцу придется либо увеличить стоимость договора, либо покрыть разницу за свой счет. Если же стоимость товара в договоре указана без учета НДС, при его реализации поставщик предъявит покупателю 20% сверх установленной договором цены без НДС, то есть цена договора вырастет автоматически.
«По мнению правительства РФ, эта мера даст бюджету дополнительно более 600 млрд рублей ежегодно, что поможет обеспечить исполнение майских указов президента РФ. Но эта мера также неизбежно отразится на ценах. Причем сначала за счет повышения НДС цены на товары автоматически вырастут в торговых сетях, а чуть позже они подрастут еще из-за увеличения стоимости продукции поставщиков», — говорит партнер Dentons Карина Чичканова. В результате покупательная способность потребителей снизится. Обещанные властями льготы для населения и другие инструменты компенсации роста базовой ставки НДС, скорее всего, сильно ситуацию не скорректируют.
2. Ограничен срок возврата не проданных в срок продуктов
В ноябре прошлого года в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» внесли неоднозначную поправку, которая ограничивает возврат непроданных в определенный срок продовольственных товаров. Эта норма запрещает продавцам и поставщикам заключать соглашения с пунктом о возврате товара со сроком годности до 30 дней, о замене таких товаров на такие же, а также о возмещении их стоимости (за исключением случаев, установленных законом). Интересно, что первоначальная идея законодателя предполагала полный запрет на возврат независимо от срока годности товаров. Но впоследствии от этой идеи отказались.
«Для рынка такие ограничения не сулят ничего хорошего. Дело в том, что продовольственные скоропортящиеся товары составляют значительную часть объема рынка и невозможность их возврата или обмена по истечении срока реализации чревата значительными издержками для конечных продавцов. Это наверняка приведет к снижению объемов закупок, что, в свою очередь, окажет отрицательное воздействие на ценообразование», — говорит адвокат АБ «Качкин и партнеры» Константин Клошко.
3. Создается информационная система мониторинга оборота маркированных товаров
В самом конце декабря 2018 года свет увидел ФЗ №488, который поправил закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» и статьи закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов РФ». Задача нового закона — создать правовую основу для появления в стране информационной системы мониторинга оборота товаров, которые подлежат маркировке. Она, в свою очередь, необходима для автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте таких товаров, их движении на рынке.
Развивать эту систему и утверждать список товаров, подлежащих маркировке, и размер платы за формирование единицы кода маркировки будет правительство РФ. А данные для анализа будут предоставлять участники рынка — производители, поставщики, продавцы и т.д. Но доступ к информации этой системы будет ограничен. Участники рынка смогут получать оттуда сведения, но без права обработки данных. Координатором работы системы будет Минпромторг России.
«Эта система обеспечит регистрацию всех этапов оборота товаров — от производства или ввоза на территорию РФ до розничной продажи с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота. Заявленные принципы работы системы отражают тенденцию к унификации государственного надзора и позволят обеспечить прозрачность рынка», — считает Константин Клошко.
4. Запрещен ввоз в Россию ряда товаров с Украины
Постановление правительства РФ от 29 декабря 2018 года №1716-83 запретило ввоз в Россию некоторых видов товаров, страной происхождения или отправления которых является Украина. В перечень попали, в частности, пшеница и меслин (смесь пшеницы и ржи), подсолнечное масло, шоколад, овощи и фрукты, соки и пиво, вина и спирт, бумага и картон, обои, мебель, сельскохозяйственные машины и агрегаты.
«Этот запрет — ожидаемое экономическое решение в русле текущего состояния политических отношений между Россией и Украиной. Для участников рынка он чреват убытками из-за невозможности продать товары широкого потребления. В этой связи примечательно появление 30 декабря постановления правительства РФ, которое с 1 января 2019 года до 30 июня 2019 года установило нулевые ставки ввозных таможенных пошлин для ряда товаров, поставляемых в Россию из Республики Молдова», — говорит Константин Клошко.
5. Утверждены правила проведения контрольных закупок
Еще в 2017 году в законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей появились положения о проведении контрольных закупок (ст. 16.1). И было указано, что эта форма контроля может использоваться, среди прочего, для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологической защиты населения. Но только в ноябре 2018 года постановлением правительства РФ №1398 были утверждены Правила организации и проведения контрольной закупки.
Проверяющие не обязаны заранее информировать продавцов о контрольной закупке. И теперь с формой «скрытого» контроля может столкнуться любой предприниматель, который занимается розничной торговлей и оказанием услуг. При этом такие закупки могут производиться и через Интернет. «Если контрольная закупка выявит нарушения, уполномоченный орган сможет организовать внеплановую проверку и привлечь нарушителей к административной ответственности», — говорит старший юрист Dentons Арина Довженко.
6. Интернет-торговля попала в сферу государственного надзора
С 1 января 2019 года владельцы интернет-агрегаторов подлежат федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей. Такие изменения внесло в Положение о федеральном государственном надзоре Постановление правительства РФ №1536 от 14 декабря 2018 года.
«Таким образом, интернет-торговля также подпадает в сферу государственного надзора. Но на практике закон не оказал сильного влияния на рынок, так как под надзор попали агрегаторы, которые организуют взаиморасчеты. Если же порталы просто содержат информацию о товаре, а сама покупка осуществляется на сайте продавца, изменения в законе их не коснутся. Но отдельно хочется сказать про письмо ФАС России от 21 декабря 2018 года, согласно которому объявления, размещаемые пользователями на сайтах avito.ru и youla.ru, под действие закона «О рекламе» не попадают», — говорит Карина Чичканова.
7. Порошкообразная спиртосодержащая продукция теперь под запретом
Федеральный закон №560, который запретил производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции в России, был подписан 26 декабря 2018 года. Он внес соответствующие изменения в статьи закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…».
Закон закрепил определение порошкообразной спиртосодержащей продукции. Это пищевая или непищевая субстанция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукта в жидком виде, в составе которого содержится этиловый спирт более 0,5% объема готовой продукции (из правила есть исключения, установленные перечнем, который утвердило правительство РФ). «Данное изменение должно положительно отразиться на рынке оборота алкогольной продукции за счет снижения контрафактного товара, составляющего существенную часть теневого рынка», — говорит Константин Клошко.
8. ФАС объяснила, что вводит покупателя в заблуждение
Разъяснение этого важного для каждого продавца и производителя нюанса содержится в письме ФАС России, которое увидело свет во второй половине прошлого года. Речь идет о трактовке двух статей закона «О защите конкуренции». Там говорится, что при оценке ситуации нужно анализировать оформление самого товара (графику, цветовую гамму, форму и особенности упаковки и т.п.) и информацию о товаре, распространяемую различными способами.
«Данное разъяснение должно внести ясность в ситуацию и определить взаимодействие участников товарного рынка с контролирующими органами. Неоднозначность квалификации соответствующих деяний теперь исчезнет. Это позволит продавцам избежать необоснованного привлечения к административной ответственности», — пояснил Константин Клошко.
9. Утверждена новая форма проверочных листов для государственного пожарного надзора
Новые формы проверочных листов для государственного пожарного надзора были утверждены приказом МЧС России минувшим летом. Реформа коснулась организаций торговли (класс функциональной пожарной опасности Ф3.1), общественного питания (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2), складских зданий и автостоянок (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2).
Проверочные листы представляют собой списки контрольных вопросов и подлежат обязательному использованию должностными лицами при проведении плановых проверок государственного пожарного надзора. При этом предмет плановой проверки списком вопросов в проверочных листах ограничивается.
10. Изменения в Градостроительном кодексе РФ
Летом 2018 года было принято несколько федеральных законов, которые внесли серьезные изменения в Градостроительный кодекс РФ. Их придется учитывать в работе девелоперам в том числе и торговой недвижимости. В частности, теперь контролирующие органы при выдаче разрешения на строительство ТЦ будут проверять, каков разрешенный вид использования участка в законодательстве на дату выдачи разрешения на строительство. И если между выдачей градплана и обращением девелопера за разрешением на строительство законодательство менялось, в выдаче разрешения могут отказать. По той же причине могут отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, теперь нужно проводить госэкспертизу проектов, которые появляются в границах зон с особыми условиями использования территорий, в частности охранными. Это особенно важно для Петербурга, большая часть которого расположена в единой зоне охраны объектов культурного наследия.
Главная → Аналитика → Материалы
→