В целом год выдался сложным для всего ретейла — и продуктового, и непродовольственного. Если вспоминать основные события из FMCG-розницы, то год как начался с новости, которая потрясла все профессиональное сообщество, — уход Сергея Галицкого из «Магнита», так и заканчивается — прошли обыски в одном из самых инвестиционно привлекательных российских ретейлеров сети «Красное и Белое».
В непродовольственной рознице тоже были грустные новости — уход иностранных сетей из России («К-раута», MediaMarkt) и заявление Castorama о планах покинуть российский рынок. Интернет-ретейлер «Юлмарт» продолжил сдавать позиции (выручка в 2018 году прогнозируется на уровне 20 млрд рублей против 29,5 млрд рублей в 2017 году). Но зато выпустили из-под домашнего ареста совладельца компании Дмитрия Костыгина. А еще в конце года стало известно, что закрылся российский интернет-магазин косметики Pudra.ru, основанный в 2013 году Илоной Исуповой и ставший одним из самых крупных косметических онлайн-магазинов в России.
Из ключевых событий — это запуск маркетплейса «Беру» «Яндексом» и Сбербанком, объединение «Связного» и «Евросети». Можно вспомнить еще и приход в Россию лондонского бренда COS, принадлежащего шведской компании H&M, и назначение генеральным директором «Глории Джинс» экс-главы сети магазинов нижнего белья Victoria's Secret Шарен Джестер Терни, проработавшей там 10 лет.
Онлайн идет в офлайн. Одна из последних новостей об этом — планы интернет-ретейлера одежды Lamoda открыть в следующем году свой первый офлайновый магазин, задача которого, кроме создания имиджа, привлекать новых покупателей за счет различных мастер-классов.
Это был достаточно тяжелый год для рынка торговли одеждой в целом и для нашего сегмента. Покупательная способность населения сократилась, люди меньше тратят на белье. Однако интересно, что потребители остались в своих сегментах, а не переориентировались на более дешевые товары. Возможно, стали покупать меньше в штуках, но в привычных для себя магазинах.
В прошедшем году лучшие результаты мы увидели в нижнем ценовом сегменте, в котором мы представлены сетью «Дефиле». Именно здесь у нас самая большая линейка базового белья.
Количество покупок сократилось еще и потому, что раньше наблюдалось некоторое перепотребление. Это, кстати, дарит определенный оптимизм на 2019-2020 годы. Белье — товар первой необходимости, и по мере того, как перепотребление с течением времени будет сокращаться, спрос будет расти.
Из достижений года могу отметить, что мы нарастили валовую маржу, начали диверсификацию каналов продаж, развили франчайзинговую программу и отточили эффективность программы лояльности.
Ожидания от 2019 года у меня пока осторожные. Конкуренция в следующем году только усилится, и основные наши силы будут направлены на шлифовку продукта, повышение эффективности работы и сокращение затрат.
К сожалению, в целом ряде торговых центров России уменьшился поток посетителей, и соответственно мы в них фиксируем снижение сопоставимых продаж в наших магазинах. Кроме того, вводится в строй мизерное количество новых торговых площадей — и девелоперы, и банки, их финансирующие, отлично понимают кризис покупательной способности населения.
Макропоказатели до сих пор крайне негативны — курс рубля волатилен, повышаются налоги (НДС до 20%), ожидаются дополнительные издержки на таможне из-за внесенных изменений в правила.
Сами торговые центры ощущают на себе снижение покупательской активности, и лучшие из них активно работают над улучшением пула арендаторов, замещая часть fashion-алереи развлекательными составляющими.
Еще одним негативным фактором, влияющим на снижение розничных продаж в торговых комплексах, является ежегодное удвоение продаж в интернет-магазинах, как российских, так и зарубежных. Отсутствие высоких затрат на розницу позволяет этим магазинам предлагать очень выгодные предложения, и именно поэтому, чтобы традиционный ретейл окончательно не разорился, торговые центры должны будут переходить на процент от оборота как основной вариант арендных отношений.
В 2018 году мы закрыли семь и при этом открыли шесть новых салонов в разных городах России. А в 11 торговых центрах в стране мы увеличили площадь салонов, открывая новые размером от 250 до 400 м² и закрывая форматы до 150 м². Мы будем и дальше закрывать по 5-10 салонов в самых нерентабельных торговых центрах, в которых проходимость падает из года в год. И планируем расширение в действующих самых успешных торговых центрах.
Ключевым приоритетом является развитие омниканальной стратегии нашего бренда — бесшовного опыта покупок наших покупателей как в сети салонов, так и в интернет-магазине. В 2018 году заказы, оформленные в интернет-магазине и выкупленные в салонах сети непосредственно в торговых центрах, превысили 100% к прошлому году и дали существенную дополнительную выручку и трафик нашим салонам.
Ожидаем, что 2019 год будет очень непростой, предстоит дальнейшая оптимизация сети и работа по развитию омниканальной стратегии HENDERSON по всей России и СНГ. В следующем году планируем открыть магазины во Владивостоке (в ТРЦ «Калина Молл»), Грозном (ТРЦ «Грозный Молл»), Хабаровске (ТРЦ «Броско Молл»), а также в московских торговых центрах «Саларис» и «Аутлет XL». Приблизительно в 15 наших действующих салонах мы увеличим площадь от 250 до 400 м²».
Потребительское поведение меняется, люди стали отказываться от импульсивных покупок и относятся более рационально к тратам денег и своего времени. В связи с быстрым развитием технологий, совершая покупки, потребители все больше предпочитают решения, обеспечивающие скорость, мгновенность и индивидуальный подход. Мы оперативно реагируем на эти изменения, развивая концепцию мультиформатности и фиджитал (Physical+Digital, интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств). Активно развиваем направление e-commerce: в 2018 году компания удвоила свой товарооборот по интернет-продажам, в 2019 году мы ожидаем такого же прироста.
2018 год стал для нас годом продолжения трансформации. В этом году мы запустили новый концепт «Одасторы» (от фр. Audace — смелый, отважный, оригинальный). Это пилотный проект, реализованный в четырех магазинах разных форматов (гипермаркете, суперсторе «АШАН Сити», супермаркете, магазине у дома), когда мы предлагаем клиентам новый ассортимент, услуги, дизайн и т.п.
Еще одно важное изменение коснулось товаров собственной торговой марки. Ранее продукция СТМ позиционировалась как товары с низкими ценами, которые достигались в большей степени за счет экономии на разработке дизайна, рекламе и простоте упаковки. Сейчас главная цель этих товаров — составить конкуренцию известным брендам и предоставить при аналогичном уровне качества цену на товар, которая была бы ниже на 20-30%.
В этом году мы открыли магазины в четырех новых городах: Красноярске, Белгороде, Железногорске и Вологде. Что касается планов на 2019 год, мы готовимся открыть крупный гипермаркет в Пушкино и запустить в начале года один из крупнейших логистических центров не только России, но и Европы — «Южные Врата» в Домодедово.
Также мы будем развивать систему лояльности для клиентов, которая станет частью мобильного приложения «АШАН», которым уже активно пользуются наши клиенты. Еще в наших планах на базе одного из магазинов запустить пилот — сбор и доставку свежих продуктов в близлежащие районы. Если тест окажется удачным, то будем развивать проект по всей Москве.
Рынок стал более технологичным и сейчас находится на пороге тесного взаимодействия материального мира и виртуального. Человеку все чаще нужно взаимодействовать между цифровым миром и реальным, например получить товар, отправить деньги, получить подпись и так далее. Плюс у людей изменился подход к потреблению товаров. Просто увидеть его недостаточно, нужно понять, как интегрировать любой товар и услугу между собой. Например, использование носимых гаджетов со смартфонами, их взаимодействие с виртуальной реальностью.
2018 год объединил два крупнейших ретейлера — «Связной» и «Евросеть», в результате чего на российском рынке появилась объединенная компания «Связной | Евросеть» — крупнейшая в мире (по числу собственных магазинов, работающих в сети) розничная сеть в сегменте высоких технологий. У компании 5,5 тыс. магазинов, более 30 тыс. продавцов-консультантов, которые обслуживают более 2 млн покупателей в день. Мы делали шаги по этому объединению с 2011 года. А первые идеи появились еще в 2008-м. Процесс был долгий, сложный и эмоциональный. Не все верили, что это возможно. Было много переговоров, много споров и сложностей со структурированием сделки. Но закончилось тем, что объединение произошло.
2019 год будет насыщенным. Для успешного развития клиентского сервиса и коммерческих показателей нашего бизнеса мы будем все больше использовать современные технологии, в частности искусственный интеллект, для более подробного консультирования клиентов, специальные кассы, формат которых позволяет в любой момент заменить один тип оборудования на другой, развивать уникальный формат магазинов Flex, в котором любой человек сможет найти понятный ответ на вопрос про гаджеты и технологии и сделать нужную покупку.
Этот год стагнирующий, непростой, с более избирательным и требовательным покупателем, если говорить о спросе. Высоко конкурентный — с точки зрения плотности игроков. Вполне позитивный, если брать ситуацию в off-price-сегменте.
Затянувшееся бабье лето и фактически отсутствие классического межсезонья вызвали негативную динамику продаж соответствующего ассортимента одежды и обуви. Также чувствовалось влияние Чемпионата мира по футболу, когда из торговых центров буквально «вымыло» посетителей — они превратились в болельщиков.
Мы в полной мере реализовали все намеченное, совершив мощный количественный и качественный рывок. Familia открыла рекордное для компании количество магазинов за год (+48), добавив почти 60 тыс м2 (сейчас у нас под управлением уже более 310 тыс м2). Продолжили мощное развитие в Сибири, которое начали в конце прошлого года: за год мы открыли там 9 новых магазинов, увеличив их общее число до 15, а городов присутствия – до 8.
Кроме того, мы существенно увеличили число поставщиков (сейчас у нас их уже более 2,2 тыс. из более чем 40 стран мира) и количество представляемых брендов (их у нас свыше 6 тыс.), в том числе расширили ассортимент дизайнерских брендов.
Число наших лояльных покупателей (владельцев дисконтных карт) превысило 3,1 млн человек, увеличилась частота посещения ими наших магазинов, чек вырос как в деньгах, так и в количестве позиций. Все это позволило нам получить позитивное значение LfL – точные цифры мы получим в январе, но уже сейчас понятно, что оно будет не менее 3-4%.
Думаю, что 2019 год будет непростым. В регулярной рознице неизбежно произойдет увеличение цен из-за роста НДС. Однозначно, покупатель будет еще избирательнее подходить к тратам, наверняка в сегмент «средний плюс» прибудет поток потребителей из более высоких ценовых сегментов.