Средний чек в 2018 году составит $67, а количество отправлений — 11,2 млн, прогнозируют эксперты.
Растут все
Количество экспортных отправок растет как у крупных интернет-магазинов, так и у маркетплейсов, где продают товары средние и мелкие экспортеры. Но динамика маркетплейсов выше.
В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта выросла с 32 до 40%. Товарооборот со странами дальнего зарубежья вырос на 54% за 2 года, а со странами СНГ — более чем удвоился (114%).
Драйвером опережающего роста стали крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые вкладывают ресурсы в освоение соседних рынков, говорится в исследовании.
Лидером по продажам по-прежнему остается категория «одежда и обувь», на нее приходится 36% выручки от общего объема экспорта. Второе место делят «электроника» (14%) и «товары для дома и интерьера» (14%). Третье место заняла категория «коллекционные товары» с 10% общей выручки.
Самыми быстрорастущими категориями стали «электроника и бытовая техника» и «косметика», они показали прирост выручки на 5% и 3% соответственно.
Что касается логистики, то 86% отправлений средних и мелких компаний-экспортеров выполняются «Почтой России». 14% пользуются другими операторами (не учитываются отправления крупных интернет-магазинов, так как они используют собственные каналы отправки за рубеж).
Перспективные страны
Для российских интернет-игроков страны СНГ привлекательны за счет нескольких ключевых параметров. В частности, рынки Белоруссии и Казахстана интересны за счет роста интернет-аудитории, причем русскоязычной (но национальные интернет-платформы не покрывают покупательский спрос). Кроме того, с этими странами отсутствует таможенное оформление и действуют сниженные таможенные платежи.
«Главные структурные ограничения, регулирующие экспорт, пока не сняты. Это возврат НДС, обратный импорт, ограничения по некоторым товарным категориям и другие давно известные вопросы. В случае устранения этих барьеров российский розничный экспорт имеет очень хороший потенциал роста — на порядок, а возможно, и больше. В ином случае ожидается органический рост аналогично тому, как это происходит сейчас, в 2018 году», — говорит один из основателей Ярмарки мастеров Livemaster.ru Денис Кочергин.
eBay Россия оценивает экономический потенциал розничного онлайн-экспорта из России в $10 млрд. Достигнуть этого показателя можно в ближайшие годы при условии консолидации всех игроков и регуляторов рынка.
«За последний год мы видим динамическое развитие онлайн-рынка розничного экспорта. И хотя барьеры все еще остаются, на их преодоление направлены совместные усилия», — говорит генеральный директор eBay Россия Илья Кретов.
"Сегодня Wildberries представлена в четырех странах: России, Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Рост товарооборота обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в странах СНГ ниже конкуренция на рынке онлайн-торговли. Во-вторых, интернет-магазинам в этих регионах очень важно обеспечивать высокий уровень обслуживания клиентов. Для оптимизации процессов фулфилмента компания много инвестирует в развитие инфраструктуры: открываются новые пункты выдачи заказа (сейчас их свыше 2000 штук в четырех странах мира), расширяет логистические сети. Сегодня у Wildberries шесть действующих складов, предназначенных для приема, хранения, комплектации заказов, подготовки и отгрузки продукции. Открыв региональные складские центры, мы оптимизировали сроки доставки товаров. Так 80% наших клиентов получают свои заказы уже на следующий день", - говорит руководитель развития клиентского сервиса Wildberries Кристина Доценко.
За 10 месяцев 2018 года экспортное направление в OZON выросло на 50% в деньгах по отношению к прошлому году. В компании отмечают, что драйверы — лояльность к бренду у русскоговорящих сообществ за рубежом плюс увеличение частоты покупок за счет расширения ассортимента: раньше покупали только книги, теперь покупают и другие товары, например детские и электронику.
"Учитывая общий рост продаж OZON и дальнейшее расширение ассортимента — по некоторым категориям он растет в 8-10 раз, — органический рост на уровне не ниже текущего у OZON точно будет», - говорит PR-директор OZON Мария Заикина.
Но есть и проблемы, которые мешают маркетплейсам работать. В первую очередь, они связаны с тем, что, несмотря на отсутствие границ между нашими странами и свободное перемещение товаров, все равно происходит экономически необъяснимые вещи. Например, если компании продают товар российского происхождения в России, то, как правило, они платят НДС только с комиссии маркетплейса (обычно это малый бизнес, использующий специальные налоговые режимы). А когда этот товар продается из России в Белоруссию, Армению или Казахстан, то оплачивается НДС со стоимости всего заказа (товара и НДС за услуги интернет-площадки). И здесь, конечно парадокс. С одной стороны, государство наделяет малый бизнес льготами, а с другой стороны отсутствие решения этой проблемы приводит к тому, что малому бизнесу становится невыгодно торговать между странами из-за роста издержек. При этом зарубежные интернет-игроки, как Alibaba, вообще никаких налогов в России не платят, поставляя к нам свой товар. Возникает вопрос: почему у зарубежных площадок, работающих у нас в стране, больше конкурентных преимуществ, чем у локальных игроков? Такого быть не должно.