Нынешнюю ситуацию на рынке труда в розничном бизнесе формирует несколько факторов. С одной стороны, средний чек потребительских расходов падает, что так или иначе сказывается на доходах ретейлеров и влечет за собой оптимизацию бизнеса, затрагивая в том числе и кадры. К примеру, по данных рекрутинговой компании Antal, в этом году 10% опрошенных работодателей заморозили процессы найма, 57% ищут новых сотрудников только в случае увольнения предшественников, 8% планируют сокращения, и только треть думает о расширении бизнеса. А по данным hh.ru, об оптимизации бюджета компании говорят 62% опрошенных работодателей и 21% заявили о возможном уменьшении числа сотрудников. С другой стороны, торговые сети заявляют о своих планах по расширению (это сделали X5, «Магнит», «Дикси», аптечная сеть «Ригла», Leroy Merlin, «Дочки-сыночки» и др.), что тоже сказывается на кадровой политике, но уже со знаком плюс для соискателей. Правда, при этом нужно учитывать, что только за первую половину года закрылось около 20 торговых сетей регионального масштаба, владевших 500 магазинами.

Нужные люди
Одним словом, ситуация неоднозначная. И это находит отражение в оценках экспертов. Так, Анна Кальдина, руководитель группы Kelly Services CIS, говоря о fashion- и beauty-ретейлерах, считает, что их на сегодня так много в Москве и Петербурге, что кандидат, претендующий на должность продавца, в день может получить 7-10 предложений о работе. «Это говорит о том, что у соискателей есть возможность выбирать для себя наиболее подходящее место работы (по заработной плате, территории, интересу к компании/бренду, скорости отбора и т.д.). Кандидаты стали в некотором роде избалованными разнообразием предложений», — считает Анна Кальдина. 

О высоком спросе говорит и Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу: «Вакансий, открытых компаниями из сектора розничной торговли в этом году, на 41% больше, чем в прошлом. Ищут продавцов-кассиров, продавцов-консультантов, кассиров, мерчандайзеров, курьеров, водителей-экспедиторов, пекарей, поваров, менеджеров по качеству, грузчиков, комплектовщиков, упаковщиков, кладовщиков, специалистов по приему товара и т.д.». Подтверждает этот тезис и Александр Подойницын, руководитель подбора персонала в DNS по Северо-Западу: «Рынок сейчас на стороне соискателей. Перевес идет в сторону большего числа вакансий, чем кандидатов».


Однако, судя по hh.индексу — количество резюме на одну вакансию, — о профиците кадров речь не идет. «Сильнее всего нехватка персонала, задействованного в рознице, ощущается в продажах (2,6 п.), в маркетинге, рекламе, PR (3,4 п.), в производстве (3,5 п.), — уточняет Ирина Жильникова. — Более-менее стабильная ситуация наблюдается в сфере «Транспорт и логистика» (4,5 п.) и «Административный персонал» (6,1 п.), где индекс близок к норме». 

Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, тоже уверена, что компании-ретейлеры испытывают дефицит кадров, и в первую очередь это касается продавцов. Причин у этого дефицита несколько, и скорее это специфика отрасли, нежели особенности сложившейся на рынке труда ситуации. Одна из причин — невысокий уровень дохода. 

По данным «Авито Работа», продавцы в розничном бизнесе получают в среднем по России примерно 31,5 тыс. рублей в месяц, средняя же зарплата в стране в целом в экономике составила в первом полугодии, по оценке Росстата, 42,5 тыс. рублей в месяц.



Мы их теряем
Одним из следствий небольших доходов становится высокая текучесть кадров. В принципе это характерная черта для всей розницы, и в продуктовом ретейле особенно, уточняет Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting. И так как с проблемой компании сталкиваются не в первый раз, они научились с этим справляться. «Отделы персонала крупных розничных сетей имеют сильные отделы персонала, хороших рекрутеров и современные технологические ресурсы (автоматизированные системы управления кандидатами, возможности настройки ботов для быстрого поиска персонала и др.), поэтому скорость закрытия позиций в рознице достаточно быстрая. Быстрее, чем в производственных компаниях. Да и при открытии новых магазинов невозможно не нанять персонал в сроки, поэтому темпы и динамику диктует сам рынок», — поясняет Светлана Катаева.

Но низкий доход — не единственная причина частой смены линейных работников в компаниях. Инга Антонюк, руководитель проектов по обучению дирекции по персоналу «Леруа Мерлен», полагает, что в этом сказывается и особенность молодого поколения, так называемых миллениалов. «Это новые сотрудники, молодые, амбициозные, которые не хотят уважать власть только из-за статуса: для них нет авторитета позиции, для них есть авторитет личности. Им неинтересно работать ради зарплаты, им интересно работать ради идеи, ради смысла, ради удовольствия, что в корне ломает старые методы управления и мотивации персонала. Для таких сотрудников чуждо слово «стабильность», им хочется попробовать как можно больше и разного, в связи с чем для работодателя и менеджеров возникает два вопроса: как ими управлять и как их удержать?» — говорит Инга Антонюк. Для представителей поколения Y и Z, о которых идет речь, важна атмосфера в компании и отношение к работникам, именно поэтому, по словам Александра Подойницына, ретейлеры больше внимания уделяют как раз этим аспектам работы с персоналом. А кроме того, в текучести кадров играет свою роль и та самая «избалованность», о которой упоминала Анна Кальдина. «В этом году, судя по нашей практике, кандидаты стали хуже доходить до назначенных интервью («все равно позовут куда-нибудь еще»), на собеседованиях проявлять меньше активности и заинтересованности в работе («не пройду сюда, пройду в другое место»)», — рассказывает она.

Оставляет желать лучшего и качество кадров. И хотя линейные позиции не предусматривают каких-то специальных знаний и навыков, тем не менее работодателям важны soft-skills, то есть социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. За такие кадры и разворачивается сегодня борьба, добавляет Ирина Жильникова.

Быстрая реакция
Перспективы на 2019 год в отношении линейного персонала вряд ли можно назвать радужными. С развитием розничной торговли в следующем году, на что рассчитывают в Kelly Services CIS, дефицит на рынке кандидатов для этой сферы может только усугубиться, предупреждает Анна Кальдина. «Поэтому, — говорит она, — в текущих реалиях мы бы рекомендовали работодателям не делать многоступенчатого отбора для линейного персонала, не затягивать с предоставлением обратной связи после встреч и как можно быстрее выводить успешных соискателей на работу, пока этого не сделал кто-то другой». Также, по ее словам, всегда стоит изучать рынок на предмет конкурентоспособности предлагаемых условий, «держать руку на пульсе». «Ведь большинство линейных сотрудников розницы замотивированы именно материально, и, «просев» по заработной плате, работодатель может столкнуться с оттоком ценных кадров», — еще раз напоминает эксперт. А доходы, судя по опросу hh.ru, изучившего ожидания бизнеса с октября 2018 года по март 2019-го, вряд ли начнут стремительно расти вместе с розницей. Так, доля работодателей, ожидающих уменьшения оплаты труда, за последний год выросла до 15%, хотя годом ранее речь шла о 10%.