NFT, блокчейн и метавселенные с каждым годом усиливают свои позиции, проникают в разные сферы, обретают новые формы. Крупные компании вкладывают немалые деньги для участия своих брендов в виртуальных мирах. Давайте разберемся, как и зачем открывать ресторан в метавселенной.

Метавселенная — это конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве. Пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться». Вовлечённость в мета-коммуникацию все больше и больше растёт среди аудитории. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, новое поколение, родившееся и выросшее со смартфоном в руках, склонно быть интровертным и оберегать личное пространство. Во-вторых, на фоне глобальных кризисов путешествия по миру стали более затруднительными или дорогими.

С помощью технологий виртуальной реальности вы можете сидеть дома и общаться с другими людьми из разных стран, заводить новых друзей, к тому же показывая не себя настоящего, а созданного аватара. Вы можете выбрать любую внешность, самовыражаться и творить. Вы проживаете написанную по своему сценарию жизнь, не вставая с кресла, не снимая наушников и VR-очков.

Ядром пользователей продуктов метавселенной являются дети и подростки, у которых есть карманные средства, значит они считаются платежеспособной аудиторией.


Они проводят большое количество времени в метавселенных, а то, что становится интересно детям, позже становится интересно их родителям – то есть круг потребителей контента постепенно расширяется.

VR-технологии развиваются и на российском рынке. На текущий момент большое число компаний в нашей стране хотят запустить свой проект в метавселенной.

Однако масштабных проектов еще не было реализовано.

Исключением можно назвать первый в мире пресс-релиз в формате NFT-токена от «Газпром нефть», перед которыми стояла задача рассказать о Smart Fuel (платформа помогает ускорить взаиморасчеты между топливным оператором и авиакомпанией) массовой аудитории, без использования большого маркетингового бюджета. В результате было получено три публикации в СМИ, охват которых равняется 9,1 млн, также 153 упоминания в социальных сетях и охват в 5,6 млн. Количество сообщений в Telegram-каналах — 80, суммарная аудитория составила 1,6 млн. Общий охват всей кампании составил 16,3 млн.

Также существует NFT-искусство, блокчейн-кошельки, позволяющие проводить операции между людьми в разных странах в саморегулирующемся формате, но всё это не является массовой историей. Крупных мировые бренды уже развивают свою деятельность в NFT. Пользователи могут одевать своих виртуальных персонажей в аутфиты от Gucci и Nike. Компании открывают в метавселенных pop-up stor'ы, делают дропы новых коллекций, часть из которых можно приобрести в офлайне. Самая популярная механика заключается в том, что пользователю предлагается прожить какой-то опыт в онлайне, связанный с компанией, и за повышенную активность он получит скидки/промокоды.

Эту механику используют и представители ресторанной сферы, привлекая гостей к системе лояльности заведения. Скидку можно использовать на доставку через приложение либо на посещение в офлайне. Как правило проекты приурочены к каким-то инфоповодам.

Самый известный кейс – ресторан Chipotle, который открыл свое заведение на платформе Roblox к Хэллоуину. 


Пользователи примеряли на себя различные наряды и играли в игры. При этом первым 300 тысячам участников дарили промокоды на скидку, которая закончилась через два дня.

Второй акцией была презентация нового блюда - перечного стейка. Первым 100 тысячам пользователем предложили попробовать новинку бесплатно, для этого им необходимо было приготовить его в игре. Chipotle создали свой ресторан с бренд-шефом, который приглашал гостей и показывал процесс приготовления.
В акции приняли участие около 20 млн людей.

Еще один кейс в мета-мире - ресторан WENDY’S с возможностью сделать виртуальный заказ с использованием ключевых элементов бренда.

Выполняя задания, пользователь мог выиграть завтрак в реальном кафе за $1.


А ресторан Taco Bell устроил NFT sale в честь возвращения в меню картофеля. Они создали собственную коллекцию криптоискусства в виде NFT-токенов и продали пять видов виртуального арта NFTacoBells по пять предметов каждый, всего 25 штук за 30 минут. Стартовая цена была равна $1. Самый дорогой предмет, Ever-Crunching Tacos («Вечно хрустящие тако»), был куплен за $3,6 тыс. Один из них сейчас продается за 10 ETH, или $18,4 тыс.

Метавселенные в состоянии привлекать гостя (особенно юного гостя) из виртуальных ресторанов в реальные. Особенно если вы продвигаете доставку или какой-то конкретный продукт. Кейсы мировых брендов доказывают, что нашим рестораторам стоить обратить внимание на этот инструмент продвижения и повышения узнаваемости. Но несмотря на успешный опыт зарубежных компаний, российские рестораторы не спешат использовать обосновываться в метавселенных.

Все дело в том, что для них не сформировано конкретное коммерческое предложение, в котором бы точно описывались все возможности и преимущества открытия своего заведения на просторах виртуальных платформ. Из-за этого многие владельцы не понимают «для чего», не видят смысла и иногда даже не хотят разбираться.

Наша ментальность очень тяжело принимает что-то новое и не до конца понятное, то, что нельзя потрогать и ощутить своими собственными руками. То, где не прописан четкий результат в цифрах, охватах, прибыли.

Нельзя сказать, что именно сейчас рестораторам не до этого (экономические и политические изменения, тревожный настрой населения), так как каждый кризис наоборот является для сферы HoReCa новой точкой роста (если правильно распределять ресурсы и использовать все необходимые инструменты для продвижения).

Препятствием для широкого распространения российских ресторанов в «метавселенных» также является и стоимость. Для каждого проекта она будет разной, все зависит от объема работы разработчикам и it-специалистов (от 600 000 рублей). Поэтому такой инструмент сейчас будет более доступен и подходящим для крупных компаний: «Додо Пицца», «FARШ», «Вкусно — и точка», Stars Coffee.

Другие колонки Светланы Соколовой