Моё вам почтение! Помните, в детстве играли в «съедобное-несъедобное»? Тебе называют предмет и тут же кидают мяч: лови, если можно съесть, а нельзя - отбивай. Сыну было лет восемь-девять, когда он отбил мяч на слово «Биг Мак». Долго у него оставалось ощущение растерянности от неудобных взглядов ровесников - дескать, как можно не знать... Но он знал! Мы были с ним на «Пушкинской», в том самом первом ресторане McDonald’s в Москве. «Почему же ты отбил мяч?» - спросил я тогда. «Пап, это несъедобное...», — бросил он мне вслед и поспешил по своим детским делам.

Каждый раз, когда слышу новости о McDonald’s, вспоминаю эту историю. Великая компания, которой сложно существовать из-за масштабов бизнеса в условиях крайней неповоротливости. Интуиция Рэя Крока, который в 52 года заложил единственный дом, чтобы выкупить бизнес у братьев Ричарда и Мориса, умноженная на веру в будущее сильной идеи, позволила расползтись бизнесу почти по всему миру, в том числе заполонить и молодую Россию, за 32 года засесть в умах, а для некоторых - и в сердцах человеческих. А когда вмиг всё рухнуло, и бренд заявил об уходе из России, началось отрицание происходящего: кто-то приковывал себя к ручкам дверей заведений, другие наносили себе увечья и делали татуировки, третьи, поспокойнее, рыдали в соцсетях...

Погрустят любители чизбургеров и фанаты вишнёвых пирожков, но недолго: российскую часть бизнеса выкупил новокузнецкий предприниматель, и уже в середине июня обещают выкатить новое название. Каким оно будет, не сообщается. Минпромторг в своём Телеграм-канале устроил народный конкурс, где рассматривались варианты «НашМак», «Рашбургерная», «Гудбай, Америка!» и ещё с десяток-другой весьма ироничных. В московских точках уже начали обновлять интерьер, появилась и надпись Delicious Burger. Будет ли это новым именем сети или слоганом, не известно.

Вспомним, как в 2014 году в Донецке на место ушедшего оттуда McDonald’s пришёл народный «Донмак», перенявший цвета фирменного стиля и графические элементы логотипа до степени сходства. Тогда посетители отмечали, что меню, хоть и было схожим в целом, отличалось деталями в худшую сторону. Изменились и привычные названия: «Биг Тейсти» стал «Тейсти», «МакЧикен» — просто «Чикеном», а «Хэппи Мил» — «Детским набором». Однако люди, истосковавшиеся по картошечке фри и булочкам с котлеткой, были не прочь их отведать и по завышенным ценам.

Чего ожидать нам от новых ресторанов, пока не известно, но, может, попробуем предположить? Большая часть оборудования, оставшегося в ресторанах, ремонту не подлежит: импортные запасные части ввезти будет крайне непросто. Из-за этого явно будет страдать качество продукции, которое вряд ли теперь будет стандартизировано. Сервис, к которому столько лет приучали клиентов, тоже под сомнением: авторство программ лояльности останется у их создателей, а их исполнение было под вопросом даже в лучшие времена. Да, это будет точно что-то другое - уже не McDonald’s. Будем надеяться, что-то съедобное, чтобы наши дети и внуки ловили мяч с удовольствием и гордостью.

Иначе, сформированные у людей привычки потребления придётся перестраивать из-за пострадавшего качества.

Дмитрий Грозный про Россию без Биг Мака и Олега Тинькова