Мне хотелось бы сейчас писать колонку о возможностях и трендах, о том, как лучше составить стратегию продаж, представить товар и продвигать свой бренд. Но мы находимся в полосе неопределенности, где риски и возможность потерь возрастают и требуют от предпринимателя рациональности, спокойствия и определенных усилий.

Одна из первых новостей, которую знал предпринимательский мир стала о том, что Центробанк повысил ставку до 20%. Деньги стали дорогими. Это большая проблема как для продавцов, так и для маркетплейсов. У продавцов как правило работает много людей, это создает операционные расходы, которые покрываются кредитованием.

Маркетплейсы сам по себе является одной из наиболее закредитованных бизнес-моделей.


Сразу хочу сказать, что предыдущие кризисы, через которые проходили наши предприниматели, рынок и страна в целом, с одной стороны, дали нам опыт и понимание, что ждать и как себя вести в таких ситуациях, а с другой стороны, стимулировали создание множество аналитических онлайн-сервисов, позволяющих быстро увидеть ситуацию и картину в целом. Аналитика является важным ключом к принятию рациональных и взвешенных решений.

Сейчас существует ряд решений, позволяющих определять конкурентов, следить за тем, кто из них снизил цены, а кто держит стоки. Что касается определения конкурентов, то их нужно искать даже не по категориям, а по поисковым словам. Чаще всего покупатели ищут нужный товар по словам. Кроме того, необходимо смотреть ценовую категорию: не нужно ориентироваться на бренды, которые продают свои водолазки вдвое дороже вас. Вся эта информация позволяет оперативно понять — придерживать товар или наоборот распродавать?

Также цифровые инструменты помогают предпринимателям контролировать внутренние ресурсы, включая свои расходы, поступления от маркетплейсов, ставки по кредитам, цены на закупки и затраты на акции. Если у вас есть кредит, сейчас важно добиться его рефинансирования. Необходимо дифференцировать поставки, позвонить поставщикам добиться если не лучших условий, то таких же, но еще с определенным плечом.

Что такое контроль ресурсов команды? Это оценка качества работы сотрудника и той пользы, которую он приносит бизнесу. В каждой команде есть сотрудники, выполняющие поручения формально, есть те, кто выполняет свою работу в полном объеме, и всегда есть ряд работников, которые делают больше того, что их просят. Первым мы присваиваем коэффициент 0,8, вторым 1, третьим — 1,2. При одинаковом вознаграждении таких сотрудников, есть вероятность, что уйдет сотрудник с коэффициентом 1, и шансы увольнения возрастают существенно, когда эффективный сотрудник понимает, что его оценивают также как первые две категории. При этом мы видим, что сотрудник с КПД 1,2 приносит команде результат (1,2х1,2) с коэффициентом 1,44.

Если мы посмотрим отчеты по динамике роста продаж наиболее топовых категорий товаров в феврале на Ozon и Wildberries, то увидим, что в этом году падение произошло на 60-70%.


А это значит, что кассовый разрыв увеличится, неликвидные товары останутся на складе.

Повысить оборачиваемость товаров помогают акции. Это классный инструмент, помогающий увеличить ликвидность для того, чтобы направить ее на более востребованные товары.

В нынешней ситуации наиболее уязвимой группой становятся продавцы с оборотом от 100 до 500 тыс. рублей в месяц.


Они уже вышли из самой массовой группы новичков с оборотом до 50 тыс, но еще не достигли более высокого уровня, позволяющего не распродавать имеющийся ассортимент, а распределять по другим каналам.

Что они могут сделать в нынешней ситуации?

Сделать ревизию ассортиментной матрицы, убрать на время предложение неликвидного товара, усилить акцент на товары, которые люди покупают сейчас.

Сегодня предпринимателям как-никогда прежде нужно тщательно анализировать информацию, изучать какие категории наиболее топовые и какие паттерны поведения складываются у людей, которые выбирают те или иные товары.

В работе с аналитикой важно получать ключевые слова (запросы в «Яндексе» и запросы на маркетплейсах различаются значительно), изучать товарные предложения, выделять конкурентов, использующих эффективные стратегии и следовать их примерам.

За два года покупки на маркетплейах устойчиво вошли в потребительские привычки россиян, курс рубля через некоторое время стабилизируется, ситуация неопределенности не будет длиться вечно. Поэтому мы смотрим на перспективы операторов маркетплейсов позитивно.

Сегодня как никогда опасно работать в слепую, используйте аналитику как компас во время шторма.