В двух словах, ресторанную отрасль в 2021 году продолжало и продолжает штормить. Казалось бы, хуже 2020 года быть не может, но вот опять. Закрытия и ограничения - это новая реальность, которую нужно просто принять и в которую либо можно научиться вписываться, либо придется сойти с дистанции.
Все тенденции 2020 года на мой взгляд сохранились и усугубились, и стали системными. Посещаемость торговых центров продолжает падать и все закрытия этому только способствуют. Два локдауна — летом и осенью — усугубили ситуацию и объекты общественного питания в торговых центрах страдают в первую очередь.
Вроде бы на момент 2020 года все игроки рынка: арендодатели, поставщики, производители старались вести себя максимально эмпатичным образом, понимая проблемы друг друга, договариваясь и передоговариваясь, но к концу 2021 года рынок вступил в «волчью» стадию — денег нет уже ни у кого, будущее непонятно и непредсказуемо и каждый пытается всеми правдами и неправдами их хоть как-то получить.
Из-за закрытий во время «нерабочих дней» задолженности перед поставщиками стали резко просроченными, хотя традиционно общепит живет именно отсрочкой платежей.
Поставщиков можно понять, они в этой схеме крайние, поскольку условно «кредитовали» продавцов своей отсрочкой еще и в спокойные времена.
Теперь же всем нужны деньги, поэтому отношения отношениями, а деньги - это деньги. Или платите, или ставим в стоп.
У арендодателей не лучше - их обязательства перед банками тоже подлежат исполнению, но только у их арендаторов денег нет, чтобы платить. Из торговых точек выбивают деньги любыми способами, угрожают закрытиям, закрывают временно и даже разрывают отношения.
Ну а что потребители? Они не особо спешат возвращаться в торговые центры. Есть опасения, да и уже появились новые привычки. Да и из-за закрытий во многих ТЦ в целом много «выбитых зубов» - закрытых помещений, на которые не шибко находятся новые игроки, и все это явно не делает объекты более привлекательными для аудитории.
На мой взгляд, успешно функционировать в Москве могут и будут 5-6 торговых центров класса А, а все остальное либо умрет за ненадобностью, либо претерпит существенную концептуальную трансформацию.
В текущем виде небольшие ТЦ пусты и не интересны. Я общался и с коллегами и с их владельцами - понимаю, что озадачены все.
Потребителю уже не нужно ходить туда за одеждой, он может спокойно заказать себе это все и выбрать в точке Wildberries рядом с домом или получить продукты с доставкой на дом по той же цене или даже дешевле.
Пандемия ускорила процесс диджитализации, сделав его насильным. Ограничения окунули всех в доставку, даже самую консервативную аудиторию. И те, из-за невозможности пойти традиционно по магазинам, через непонимание и неудобство вынуждены были пользоваться доставкой. И насильно приобрели опыт, который впоследствии многим понравился: что продукты могу приезжать сами, а за одеждой не надо ходить целый день.
Процесс не остановить. Как мне кажется, и я наблюдал это в течение года, дальше будет происходить максимально расслоение форматов и уход в полярные крайности.
Пришедший в Россию «Мишлен» подтвердил, что рестораны по особым поводам останутся и будут прогрессировать, ажиотаж вокруг них будет расти. Они как туристические объекты притяжения (хотя кто знает, через сколько лет туризм восстановится) буду привлекать гостей, полагаю, попасть туда будет сложнее и сложнее.
На фудкортах ТЦ доминирует большая тройка операторов и этому есть разумное объяснение - такие цены и предложения, в том числе и маркетинговые, не может обеспечить ни один несетевой оператор. Ну а для потребителя, у которого денег явно не прибавилось, это разумный, понятный и логичный выбор. Тем более, что, на мой взгляд, в ТЦ начинает ходить все более и более консервативная аудитория.
С другой стороны, функциональное питание максимально упрощается и оцифровывается. Все в телефоне, по клику, мгновенно и без усилий - вот быстрое питание настоящего. Зачем выходить из дома за лапшой или бургером, когда через 15 минут он будет у тебя сам.
Функциональное стало еще функциональнее, особенное — еще более особенным. А непонятная середина не нужна никому.
Хоть нет, постойте, нарисовался еще один тренд — кафе на районе, в крупном жилом комплексе или заселенном спальнике, с быстрой доставкой.
Чтобы просто спуститься почти в тапочках. Потому что если это не «Мишлен» или что-то подобное, зачем мне ехать в центр?
Мое видение, что готовая еда потихоньку преобладает даже в доставке над едой «из-под ножа» - заказать кулинарию в «Яндекс. Лавке» или «Самокате», явно дешевле, чем в «Яндекс. Еде». Ну а прошаренный потребитель давно уже считает деньги, и мы все это понимаем.
Готовая еда - тоже «новый черный», стоит только посмотреть насколько в торговых сетях расширяются линейки кулинарии и свежих блюд.
Многие рестораторы подумывают или уже заходят в сети со своим продуктом, те у кого есть свое производство, потому что технологии принципиально отличаются здесь от ресторанных.
Постепенно появляются магазины готовой еды Grab&go, полагаю их дальнейшее развитие и в онлайне продолжится, возможно даже появятся такие агрегаторы, по крайней мере еще в 2020 году такие разговоры ходили.
Так что не запасаемся попкорном, а продолжаем активно работать, потому что тут ровно как в притче про двух мышек, одна из которых утонула, а другая взбила масло и выбралась. Будем крутиться и даст Бог, выберемся. Бизнес возвращается на уровень стартапов а это очень интересно, хоть и нервно.