Ты не стар, ты — суперстар
Практически все выступающие говорили о том, что по новому взглянули на своего кандидата, а именно расширили свою целевую аудиторию. Так, «Леруа Мерлен» разработала программу сопровождаемого трудоустройства, чтобы помогать людям
с низкими стартовыми возможностями перейти на новый уровень качества жизни. С ее помощью, сотрудниками магазинов ретейлера стали бездомные, выпускники детских домов, люди с ограниченными возможностями. Про привлечение инвалидов в качестве сотрудников говорил на конференции и Дмитрий Чернейко – бизнес заинтересован в таких сотрудниках, а у Администрации Петербурга есть опыт помощи в трудоустройстве инвалидов.
Ирина Гусакова, директор по персоналу «Улыбка радуги» рассказала в своем выступлении про новую целевую аудиторию сотрудников. Ретейлер адаптировал свой график под студентов, мам в декрете и совместителей. Среди последних отметились стюардессы, который теперь можно увидеть в качестве продавцов «Улыбки радуги».
Сеть «585*ЗОЛОТОЙ» обновила потрет кандидата еще в 2019 году. Как рассказала Анна Кутузова, директор по персоналу «585*ЗОЛОТОЙ», если раньше при поиске продавцов ретейлер ориентировался на 23-летних бездетных девушек с размером одежды S, то сейчас готов набирать девушек различного телосложения старше 33 лет с ребенком.. а также ипотекой.
Роман Губанов, директор отдела продаж «Авито Работа» считает, что ретейлерам есть смысл сместить свой фокус на более взрослый персонал, потому что на молодежь спрос на рынке слишком велик. Татьяна Юркевич из «Ленты» подтверждает эту мысль – текучка среди сотрудников категории до 25 лет в компании самая высокая, поэтому торговая сеть ориентируется на сотрудников разных возрастных групп.Любовь, ласка, счастье
Кандидат стал другим. Как считает Мария Евневич, к сотрудникам теперь нужно подходить с любовью и лаской. Они стали гораздо нежнее и им важен морально - психологический комфорт. По наблюдениям Юлии Сахаровой, которая поделилась результатами исследования «Какие направления заботы о сотрудниках должна развивать ваша компания наиболее активно, на ваш взгляд?», продавцам важны их эмоциональное и ментальное здоровье, программы карьерного роста, комфортная и развитая рабочая среда.
Поэтому для удержания сотрудника внутри компании и создания комфортной обстановки одной зарплатой обойтись не получается. Розничные компании не жалеют денег на тренажерные залы и столовые, ДМС, проведение корпоративов и праздников.
Помимо этого, продавец образца 2021 года хочет еженедельные выплаты (и многие компании на это идут), а также гибкие графики и короткие смены. «Улыбка радуги» в этом направлении пошла дальше всех. Компания придумала проект «Мобильный аукцион». По сути это внутренний аутсорсинг внутри сети – торговый персонал работает без закрепления за конкретным магазином, а его рабочее место сегодня и ежедневно определяется потребностями конкретного магазина и желанием самого сотрудника.
В сети «Счастливый взгляд» в попытке удержать персонал с минимальными издержками придумали собственную валюту внутри компании под названием HappyCoin. Первые виртуальные монетки можно получить после найма на работу, а дальше за стаж работы, в день рождения, при победе в конкурсах, за высокие результаты в личных рейтингах и рейтингах магазинов и т.д. Потратить HappyCoin можно в раз в полгода, когда открывается HappyShop. А также поучаствовать в лотереях. Столько редкая возможность использовать накопленное возвращает нас к теме удержания персонала в ретейле. «Для нашей сферы удержание персонала — очень важная тема, потому что подготовка и обучение сотрудника оптики занимает довольно много времени. Поэтому для нас особенно больно, когда они уходят», — рассказывает Ирина Варакина, руководитель учебного центра сети «Счастливый взгляд».
Жить в кайф
Сотруднику уже не хочется приходить на работу и только работать, ему должно быть прикольно, а работа и общение внутри коллектива должна доставлять кайф. Для этого в ход HR-директора пускают разные механики повышения вовлеченности работников. В «Ленте» директора пишут письма детям сотрудников, поздравляя их с 1 сентября, компания проводит профессиональные конкурсы, совместные экологические акции и программы корпоративного волонтерства.
Просто поговорить
С людьми нужно разговаривать. Сотрудники хотят получать обратную связь от работодателя, иметь возможность обсудить свои карьерные перспективы, рассказать начальству, что мешает в работе. Кейс сети «585*ЗОЛОТОЙ» эту историю хорошо подтверждает. Когда компания анализировала показатель текучести персонала в своих подразделениях, оказалось, что территориальная дирекция «ЮГ» может похвастаться показателем 3,9, в то время как в других регионах эта цифры были на уровне 5,7-6,1. Рецепт успеха в южном подразделении оказался максимально простым – руководитель там часто разговаривал с подчиненными. «Территориальный директор проводит регулярные встречи с сотрудниками, дает им обратную связь», — рассказала Анна Кутузова, директор по персоналу «585*ЗОЛОТОЙ».
Быстро, еще быстрее
Постапандемийный кандидат ждет принципиально другого подхода со стороны работодателя. Он не боится общаться с рекрутером-роботом, отвечать на вопросы в чат-ботах. С удовольствием читает отзывы о работодателе с интернете и до определенного этапа хочет только дистанционного общения с работодателем. А еще он ждет к себе такого же отношения, как к клиенту бизнеса. Так, Дмитрий Федоров, управляющий ТЦ METRO предлагает провести параллель с нашими потребностями при использовании e-commerce. «Покупатель хочет удобно, быстро, оперативно получиться обратную связь и забрать покупку рядом с домом. Тоже самое хочет и кандидат сейчас. Найти работу в цифровом канале, узнать о ней в цифровом канале, и получить ответ от работодателя за 15 минут, как он привык получать экспресс-доставку продуктов», — сравнивает Дмитрий Федоров.
В «Ленте» стараются исследовать путь кандидата и сокращать этапы отбора, а также собирать обратную связь от кандидатов. Елена Переверза, управляющий розничными магазинами Anna Verdi, поделилась, что после проработки привлекательности компании как работодателя и существенного изменения описания вакансии на HeadHunter, она увидела серьезное увеличение просмотров и откликов.Приведи друга
Практически каждый выступающий признавал, что у них прекрасно работает рекрутинговая механика «Приведи друга». Друг на рынке оценивается в 3-10 тыс. рублей, а некоторые тянут и на целый оклад.