2020 год прошел без знаковых сделок по слияниям и поглощениям в российской рознице, было не до них. Все что происходило, было инициировано в 2019 году, а в 2020 году сделки уже только закрывались. Ретейлеры пытались адаптироваться к новым реалиям и не думали об активных формах развития. Вероятнее всего, новые сделки по слиянию и поглощению мы сможем увидеть в конце этого-начале следующего года. Уже будет понятно, вышли ли компании из коронакризиса, кто остался на рынке и как дальше расти – органически или за счет точечных приобретений.
По большому счету, денег ни у кого нет, чтобы инвестировать, а банки достаточно настороженно относятся к ретейлу.
Горизонт планирования или видения для кредитования короткий, так что взять длинный инвестиционный кредит на сделку в рознице задача на сегодняшний день нетривиальная.
Нужно понимать, что ретейл многолик и не у всех дела идут одинаково. Сейчас сложно выделить сегмент ретейла, в котором можно ожидать консолидации и роста сделок M&A, все довольно ровно. Это уже не середина 2000-х, когда рынок бурно развивался и ретейл был заинтересован в развитии через покупку конкурентов. Рынок консолидировался, первый виток объединений завершился, а как будет выглядеть следующий виток, вокруг кого он будет происходить и когда произойдет, нет понимания. Точно не в 2021 году.
Владельцы бизнеса обычно думают о продаже из-за финансовых трудностей, из-за усталости, из-за непонимания, куда компания должна двигаться и как развиваться. Мы сейчас видим смену парадигмы.
Люди, которые создали бизнес 25 лет назад приближаются к возрасту 55-60 лет, для многих это психологический рубеж. Хочется пожить для себя, а не для бизнеса.
Это побуждает бизнесменов подумать о том, что делать дальше, и именно этот фактор сейчас становится важным драйвером продажи бизнеса в России. В свою очередь, покупателя к сделке побуждает необходимость и желание развиваться. Если в регионе конкурент занимает доминирующие положение и занять достойное место, не покупая его, не представляется возможным, компания начинает договариваться с местной сетью о покупке.
По своему опыту могу сказать, из 10 диалогов закрывается 1 сделка. Сложностей и нюансов, которые влияют на ее завершение, достаточно: структура сделки, гарантии, форма расчетов, результаты аудита, вопросы, связанные с кредиторами, поставщиками, арендодателями. В итоге набирается масса неценовых факторов, которые могут сделку развалить. Покупатели сейчас внимательно смотрят на то, как в компании налажены IT процессы, важно быть технологически подкованной компанией. В России проблема с персоналом, сложно найти грамотных сотрудников, поэтому команда тоже становится важным фактором.
Принимая решения о сделках, инвесторы внимательно смотрят на инвестиционный климат, на поведение потребителя. У российского ретейла хорошие перспективы, с точки зрения собственных идей и уникальных технологий, думаю, мы увидим много интересных новых проектов, созданных внутри страны. Будет происходить вымывание компаний, ориентированных на средний класс, эконом-сегмент и премиальный будут чувствовать себя получше. У среднего сегмента перспектив я не вижу - безработица растет, люди экономят, мигрируют в форматы торговли, где значение имеет цена, а не качество. В мегаполисах все больше ориентируются на здоровый образ жизни, на специализированные форматы. Но это не масштабируемые истории, не крупный бизнес. Вряд ли из них вырастут игроки, интересные для институциональных инвесторов.
Онлайн и офлайн продолжат сращиваться, поэтому банки и IT гиганты продолжат интересоваться розничной торговлей. Это будет следующий виток розницы, слияние инвесторов из онлайн и офлайн бизнеса. Помимо банков, на ретейл продолжают смотреть частные инвесторы, инвестфонды, семейные офисы (частная независимая организация, оказывающая услуги семьям в связи с управлением семейным имуществом и другими активами – Ред.).
Я не думаю, что мы в ближайшее время увидим появление в России новых зарубежных розничных компаний. Рынок сужается, рубль волатилен, да и своих проблем у них хватает.
А вот зарубежные инвестфонды российским ретейлом интересуются. Например, активно смотрят на наш рынок фонды с Ближнего Востока, из Катара, ОАЭ.
Им, например, интересны рынок детских товаров и фарма. Российский рынок дает возможность зарабатывать на интересных проектах, а их инвестстратегия не определяется геополитическими аспектами.
Если разбираться по сегментам, труднее всех восстанавливается рынок одежной розницы, думаю, этот процесс займет еще пару лет. Поэтому в этом сегменте особой активности со стороны инвесторов я не жду. В продуктовой рознице мы видим, что появляется много новых игроков – дискаунтеров, в этом сегменте могут происходить инвестиционные сделки, будет привлекаться новый капитал или появляться новые игроки.
Крупные продовольственные сети могут интересоваться сделками по покупке конкурентов для развития в новых для себя регионах, например, в Сибири и на Дальнем Востоке. Там развиваться сложно без поглощения местного конкурента. Но, насколько я знаю, в этой части страны работают сильные местные розничные сети, прибыльные и с хорошо налаженной операционной деятельностью, их собственники могут и не захотеть продавать свой бизнес. Вряд ли это «Магнит», он привык развиваться органически или делать точечные сделки с недвижимостью. Больше экспертизы в этом вопросе у X5 Retail Group, они, наверняка, продолжат комбинировать органический рост и сделки.
В сегменте DIY и товаров для дома мы помним сделку «Максидома» и Castorama, этот рынок вырос во время пандемии, компании чувствуют себя неплохо. Консолидатора на этом рынке нет, поэтому больше крупных сделок здесь я не предвижу. Скорее, буду создаваться интересные концепции и мы увидим инвестиционные сделки в сегменте товаров для дома. Сегмент фудтеха для инвесторов интересен, но я бы не назвал это ретейлом, скорее, это уже про технологии. Этот рынок продолжит активно развиваться.
В бытовой технике и электронике по сути, три игрока, и сделок я там тоже не ожидаю. Крупным игрокам объединяться дальше некуда, над ними ФАС.
Добивать мелких игроков смысла нет, если небольшие сети сами не отстроятся от крупных сетей - с точки зрения бизнес идей и уникальных предложений – вынуждены будут сами уйти с рынка.
В зоотоварах есть несколько игроков, предложений по аренде недвижимости огромное количество, это рынок арендатора. Поэтому пока есть возможности для развития органическим путем, сделок по купли продажи зоосетей ждать не стоит. Когда наращивать сеть самостоятельно будет невозможно, мы увидим консолидацию этого рынка. Потихоньку этот процесс идет, по пока это не тенденция, а исключение из правила.