Сегодня мы наблюдаем настоящий перелом в сегменте дизайнерской одежды от российских модельеров. Отрасль готова выйти на принципиально новый уровень, готова раскрыть свой потенциал. Но прежде, чем говорить о ее будущем, давайте скажем несколько слов о прошлом: коротко, широкими мазками.

После развала СССР, когда многочисленные пошивочные цеха ушли в прошлое, сама возможность зарождения российского дизайна и моды была подавлена хлынувшим в страну потоком зарубежных товаров. Потребитель ориентировался только на иностранные бренды. Но даже тогда некоторые российские кутюрье, такие как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, завоевали себе имена и в отечестве и за его пределами. Как им это удалось? На самом деле, в ситуации практически полного отсутствия конкуренции это было несложно.

Как меняются предпочтения потребителей на рынке fashion-ретейла, читайте здесь.



Используя традиционные русские коды (валенки, кокошники, меха и национальные рубахи), эти модельеры чувствовали себя комфортно на международных неделях высокой моды, были ласково приняты иностранцами, но своим согражданам ничего конкурентоспособного предложить не могли (разве что, шоу-бизнесу, который живет по своим законам, в том числе, эстетическим).

Только в «нулевых» в России стали появляться первые доморощенные дизайнеры, которые стали шить приличную одежду для россиян. Но все циклы производства после развала СССР были разорваны – ткани, фурнитура, швейные машины, даже нитки приходилось закупать за границей. Себестоимость отечественного продукта из импортных «комплектующих» оказывалась слишком высокой. Не удивительно, что победу за рынок, в итоге, одержал масс-маркет. В том числе, китайский.

Но каждый экономический кризис (в 2008, в 2014 годах) сказывался на российских дизайнерах благотворно. Каждый раз в кризис подскакивал курс доллара и цена на импортные товары. Поток импорта в страну ослабевал. Но fashion-индустрия была слишком слаба, чтобы всецело переключить на себя внимание покупателей. Сейчас же, на фоне очередного, и возможно, самого сильного кризиса с начала века, индустрия, наконец, не только окрепла и развилась внутри страны, но и усилила свое присутствие за рубежом.

Что же этому поспособствовало?
1

Капитал, Карл!

Главная причина – экономическая. Из-за очередного роста курса доллара и пандемии, ввоз импортных товаров в страну оказался резко ограничен. С рыночной сцены стали уходить ретейлеры, которые до сих пор специализировались на европейских брендах. И потребитель не особенно расстраивается, что число мировых брендов на прилавках сократилось. Он давно устал от их разнообразия и насытился ими.

Масс-маркет также сдает свои позиции поскольку покупатели устали от однотипных товаров, выпускаемых под разными названиями, но сшитых на одних и тех же китайских заводах. 

2

Русский дух

Параллельно в россиянах крепнет и всячески культивируется дух патриотизма, который тоже питает моду. Ключевыми событиями последних лет стали Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу в России. Российская символика вернулась на российские улицы и отправилась в виде сувениров и эмблем на одежде во все уголки мира. На этом фоне оживились крупные российские бренды и из совершенно других сфер. Например, бренды «Военторг» или «Калашников». Последний, кстати, еще несколько лет назад выкупил швейное производство, и планировал шить не только специализированную одежду, но и «гражданский casual».

3

Новые бизнес-инструменты

Важным фактором стало также появление пассионариев, которые занимаются продвижением российской дизайнерской мысли через новые бизнес-инструменты. Например, через ярмарки и специальные универмаги. В этом смысле создание российских универмагов «Йармарка» и SLAVA – не сиюминутные проекты, а долгая история, которая будет развиваться с пропорциональным успехом, в зависимости от того, с какой динамикой будет развиваться русский fashion. 

4

Господдержка

Государство уже разрабатывает программы, нацеленные на поддержку импортозамещения и популяризацию российской моды. Недаром Минпромторг использует тэг #носироссийское, который многие игроки рынка с удовольствием продвигают.


Двигать российский fashion в массы непросто. Тут надо оговориться, что речь идет не о громких именах дизайнеров-мастодонтов, а о модельерах среднего уровня, которые не вполне ориентируются в бизнес процессах. Разумеется, и здесь есть исключения. Но та же пандемия показала, что большинство отечественных дизайнеров (даже те, что были прежде представлены в онлайн) во время самоизоляции столкнулись с проблемами доставки, логистики, дефицита кадров. Кризис обнажил слабые места индустрии и вынудил многих пересмотреть схемы торговли.

Практика показала, что представленность только в формате онлайн – тоже огромная проблема для бизнеса. Одежда – это продукт, с которым потребитель хочет знакомиться лично: щупать и мерить. Но мало кто из российских дизайнеров имеет возможность организовать офлайн-магазин или шоу-рум, особенно в точках с большим трафиком. Хотя запрос со стороны аудитории есть.

Почему российские универмаги напоминают дерево бонсай, читайте здесь.



В ответ на этот запрос в 2015 году был организован универмаг «Йармарка», вобравший в себя много российских производителей товаров. А чуть позже - специализированный проект SLAVA, заточенный под дизайнеров одежды. Изначально он планировался как временный формат. Но некоторые торговые центры приняли решение оставить такие универмаги в числе своих постоянных арендаторов. А самый крупный универмаг за всю историю бренда SLAVA открылся в августе в ТД «Пассаж» в Петербурге на площади 700 м2.

Принцип работы таких универмагов прост: единый бренд дешевле и проще продвигать. Он собирает бОльший трафик, причем, те целевые аудитории, которые привлекает каждый дизайнер в отдельности, параллельно знакомятся с новыми для себя брендами. Аренда отдельного корнера в рамках универмага для дизайнера обходится значительно дешевле, чем отдельный уголок в ТЦ. Причем там, где такие универмаги открываются (например, в «Торговом Доме Пассаж», в аэропорту, в ТРЦ «МЕГА») среднестатистический производитель никогда бы не смог арендовать торговую точку. Наконец, тот рекламный охват, который получает каждый дизайнер в универмаге, сложно измерить в денежном эквиваленте и оценить с точки зрения полезности для молодого стартапа.

К сожалению пока в России нет виртуальных площадок, которые бы работали по такому же принципу, что универмаги отечественных дизайнеров, объединяя производителей российской одежды в едином пространстве и, тем самым, усиливая свою конкурентоспособность в отношении импортных товаров. Такие площадки как Lamoda или Wildberries не только тяготеют к зарубежным марком, но в последнее время грешат тем, что ломают собственную концепцию, предлагая потребителю то гречку, то бытовые товары. Поэтому мы готовим агрегатор, адаптированный только под российских дизайнеров. Планируем продвигать его под тэгом #носироссийское. Это будет важный вклад в популяризацию отечественной модной индустрии в России и за рубежом.

Правильный ли путь для развития выбрали современные универмаги, читайте здесь.