Мир переживает не только страшную пандемию, но и одну из самых мощных экономических рецессий. Цена на нефть обновила минимум столетия. Объем мировой торговли, по прогнозу, в этом году сократится на 30% (это крупнейшее падение со времен Второй мировой войны). ООН объявила, что без работы во всем мире могут остаться около 200 млн человек. Страны и правительства совокупно выделили на поддержку своих экономик $15 трлн. Но мировой ВВП все равно потеряет около 4%, а провал в США и еврозоне будет еще серьезнее — 5,6 и 7% соответственно.

Справка

Игорь Коновалов предпринимательскую деятельность начал в металлургической отрасли, создав в 1996 году компанию «ИНПРОМ». В 2006 году основал и возглавил девелоперскую компанию «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ», которая сегодня входит в число ведущих предприятий рынка коммерческой недвижимости России. Под управлением группы «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» находятся объекты в шести городах России. В том числе ТРК «Мармелад» в Волгограде, ТРЦ «Мармелад» в Таганроге, ТЦ «СтройМаркет» в Брянске и сеть торговых и торгово-складских центров бренда «Хозяин» в Краснодаре, Саранске и Ульяновске. Группе также принадлежат три ресторана и фитнес-клуб «Адреналин» в Таганроге. Общая площадь недвижимости — более 250 тыс. м2. В 2007 году Игорь Коновалов вошел в число 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes.



Коронавирус только усугубит ситуацию в экономике. По отношению к этой напасти все страны разделились на два лагеря. В первом оказались те, кто принял жесткие меры борьбы с пандемией. Во втором — либералы (шведы, белорусы, японцы), которые не закрывали общепит, торговлю и центры развлечений, не вводили штрафы и пропускной режим. Страшный сценарий для них не сбылся, а экономический ущерб от пандемии окажется значительно меньше, чем для других стран. Всех остальных, судя по опыту Китая, который первым вышел из карантина, ждет минимальный уровень продаж в ТЦ за последние 10 лет с падением выручки на 30-60%. Ретейлерам придется увеличить затраты на дезинфекцию и готовиться к перебоям в ассортименте и проблемам с логистикой. Тем не менее страшный сценарий для экономики Китая не сбылся — в этом году страна покажет рост ВВП на 1,2%.

Об уроках китайской пандемии для российского ретейла читайте здесь.



 А как же Россия? По прогнозам экономистов, нас ждет падение ВВП на 5,5% (для сравнения: кризис 2009 года обвалил нашу экономику на 7%, а санкционный кризис 2014 года — на 2,5%). Жесткий карантин пагубно влияет на экономику страны. И если его продлят еще на месяц, кризис 2020 года превзойдет по масштабам и разрушительности кризис 10-летней давности. Но наша страна подошла к этому непростому периоду с неплохими резервами. В Фонде национального благосостояния накоплено $165,4 млрд, установлен рекорд по международным резервам ($570 млрд) и золотому запасу (2300 тонн, что на 220% больше, чем в 2014 году). Так что государство потенциально готово пройти через неприятности. И если будут адекватные меры поддержки экономики, она восстановится довольно быстро — ко II кварталу 2021 года. Но пока этих мер недостаточно. Да, ЦБ до 5,5% снизил ключевую ставку. Но это слабая поддержка для реального сектора. Каждый третий предприниматель находится на грани остановки деятельности. И далеко не у всех есть подушка безопасности.

Кризис пагубно влияет и на настроения потребителей. Из-за общей неопределенности и на фоне негативных новостей, которые напоминают сводку с фронта, падение продаж одежды и обуви уже составило 90%, провал в непродовольственном секторе — 85%, рестораны встали, и онлайн-доставка не компенсирует им выпавший доход. Сегодня 51% населения посещает магазин один раз в неделю, чтобы купить самое необходимое. Четверть покупателей делают акцент на здоровом питании, 14% стали экономить на еде. А в перспективе нас ждет падение реальных доходов, а значит, дальнейшее падение спроса на товары и услуги.

После снятия карантина потребление станет локальным, а отложенный спрос быстро реализуется, причем в основном через офлайн. Очевидно, что возможности онлайна оказались преувеличены. Его доля может вырасти с 3 до 6% от всего ретейла. Это большой рост, но в целом рынок не изменится.

Будет ли вторая волна пандемии? Нет, поскольку обработка мозгов и санитарные меры дадут результат. Многие регионы уже возвращают торговлю в нормальное русло при соблюдении необходимых мер осторожности. Это сделали в Ульяновской, Иркутской, Тверской и Калининградской областях. Есть, конечно, перекосы. Например, в Ульяновской области примерка одежды запрещена, в Иркутской магазины открыли, но ограничения по перемещению людей не сняли, поэтому продажи оказались низкие. Но в целом ситуация выправляется.

Правда, отношения с ретейлом у ТЦ складываются непросто. Переговоры идут в жесткой риторике, и сильной позиции нет ни у кого. Ретейлеры не хотят платить аренду и включили режим жесткой экономии, рискуя утратить рыночные позиции. ТЦ тоже приходится быть осторожными, потому что потеря арендаторов и рост вакансии болезненно скажутся на их посещаемости. Банки дали многим бизнесам передышку. Но снижение процентной ставки оказалось незначительным, а в некоторых случаях даже возник вопрос о повышении ставки. Есть пакетные предложения. Но, похоже, бизнесу придется в 2021-2022 годах платить по полной. И расслабиться не получится. Так что нужно договариваться, искать компромисс.

О том, какой непростой диалог ведут в кризис арендаторы и собственники торговой недвижимости, читайте здесь.



Думаю, в целом по стране ТЦ после карантина откроются с падением трафика в 60% и будут показывать недельный прирост на уровне 5%. Вернуть трафик в ТЦ — задача сложная, но все мы с ней справимся. Для этого придется потратиться на гигиену и рекламу — люди должны поверить, что в торговом центре безопасно. Думаю, падение выручки по всем объектам составит 80-90%. Но товарооборот будет плавно расти и достигнет 80% от докризисного уровня к декабрю. Тем не менее доходность ТЦ в этом году поставит антирекорд.

Массовые банкротства неизбежны. Эта участь постигнет многих девелоперов и ретейлеров. В первую очередь тех, кто в период благоденствия ожирел и привык к спокойствию. Сейчас им придется учиться управлять активами жестко и в сжатые сроки. А если не перестроятся, будет большой удачей продать бизнес. Радует, что ни один банк не заинтересован брать на баланс бизнес-активы. Все они готовы договариваться и идут навстречу — дают рассрочку по кредитам, переносят процентные платежи на следующие периоды. Ни одного случая жесткой позиции банка в отношении ТЦ я не знаю. Но, если банк увидит безрассудные действия собственника ТЦ и услышит его абсурдные прогнозы, будут проблемы.

Из выступления на вебинаре «Как будут работать ТЦ после карантина», организованном MallExpert