По его словам, еще недавно казалось, что формат гипермаркетов абсолютно безупречный. «Его эффективность была одной из самых высоких. На пике развития, в 2018 году, доля этого формата в общем объеме рынка составляла около 11%», — уточнил он. Но в прошлом году ретейлеры резко замедлили развитие гипермаркетов.



«Вдумайтесь, если «Лента» в 2017 году запустила 40 новых гипермаркетов (фактически открывала по одному в неделю), то по итогам прошлого года у этой сети оказалось только восемь новых объектов. Из них один объект — это гипермаркет на месте сгоревшего. При этом параллельно три гипермаркета за год сеть закрыла. То есть чистый прирост «Ленты» за год составил всего четыре гипермаркета — на порядок меньше, чем годом ранее», — пояснил Иван Федяков.

Что общего между гипермаркетами и мамонтами, читайте здесь.



Но говорить о том, что гипермаркеты пора снимать со счетов, неправильно, уверен он. «Ни в коем случае! Это хороший и эффективный формат, у которого есть еще много возможностей для развития. И компании, безусловно, будут эти возможности использовать», — говорит Иван Федяков. Он напомнил, что сейчас в той же «Ленте» идет смена команды после ухода Яна Дюннинга в «Магнит». А «Ашан» в качестве руководителя бизнеса в России получил Йоханнеса Талая, который до этого долго развивал сеть «Глобус».

Как изменится «Ашан» в России, читайте здесь.



«Они, безусловно, будут пересматривать стратегии, перезапускать магазины, обновлять действующие объекты. Просто надо в текущий момент пересмотреть миссию формата, его функцию для потребителей», — уверен Иван Федяков.

Он напомнил, что ключевые игроки этого рынка уже наметили новые направления движения. «Лента» анонсировала активный уход в развитие супермаркетов и дополнительных сервисов, таких как доставка, зоомаркет, целевые промокампании. «Ашан» заявил о переходе к новому концепту и о развитии таких бизнесов, как ресторан, dark store, click&collect и доставка. А сеть Меtro сосредоточилась на продвижении франчайзингового проекта «Фасоль» (в 2019 году было открыто более 1,5 тыс. таких магазинов в России) и планирует развитие компактных объектов площадью 1-2 тыс. м2.

«Очевидно, что на сегменте гипермаркетов сказывается давление со стороны магазинов шаговой доступности, которые конкурируют с ними по ценам и перетягивают на себя покупателей. А также давление со стороны электронной торговли, которая тоже забирает большую часть аудитории. Но порох в пороховницах у гипермаркетов есть», — заключил Иван Федяков.

Подробнее о том, почему гипермаркеты еще рано хоронить, можно почитать здесь.