Изначально мы хотели собрать подборку книг, написанные российскими ретейлерами о рознице. Но в процессе поисков выяснилось, что, несмотря на огромное количество розничных компаний в России и большое количество «звезд», мало кто из них до сих пор написал что-то фундаментальное. А было бы чрезвычайно интересно почитать, к примеру, книги Олега Жеребцова, Андрея Рогачева, Сергея Леонова или Сергея Галицкого (на всякий случай перечислим, что благодаря им в России появились «Лента», «Пятерочка», «Дикси», «Магнит» да и вообще российская торговля в современном ее виде). Видимо, все это впереди, а пока MarketMedia изучил уже появившиеся на свет книги о торговле, написанные российскими и зарубежными успешными продавцами.


«Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»Архив «ММ»

1. «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда»
Бестселлер, написанный американским интернет-предпринимателем, венчурным капиталистом, владельцем онлайн-магазина одежды, обуви и аксессуаров Zappos.com Тони Шеем. Примечательно, что рукопись возникла на свет всего за 2,5 недели.

В книге Тони пишет о том, как стал бизнесменом в 9 лет, работая на ферме по разведению червей, об учебе в Гарварде, о созданной им сети баннерного обмена LinkExchange и ее продаже в 1998-м Microsoft за $265 млн. На вырученные средства Тони Шей основал фонд Venture Frogs, инвестировавший деньги в разные проекты, среди которых был и Zappos, который потом купил Amazon за $1,2 млрд.

Книга состоит из трех частей: «Прибыль» — истории о жизни автора, как он рос и в итоге оказался в Zappos, «Прибыль и увлечение» — философия Zappos и «Прибыль, увлечение и цель» — видение автора, как перейти на новый уровень развития.


«Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами»Архив «ММ»

2. «Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами»
Книга предпринимателя, ретейлера и практически главного российского шоумена от торговли Дмитрия Потапенко. Причем это уже вторая книга автора, она вышла в 2018 году. Первая — «Честная книга о том, как делать бизнес в России» — издана в 2016 году.

«Я прошел путь от фарцовщика, торгующего жвачкой у гостиницы, до управляющего партнера Management Development Group — корпорацией, владеющей двумя десятками розничных и ресторанных сетей и тремя производственными линейками, и, несмотря на все кризисы, наш бизнес развивается. Хочу сразу предупредить: я не бизнес-тренер, не коуч и не гуру. Моя книга, как и любая книга или семинар по бизнесу, не совершит чуда. Я не скажу волшебного слова, от которого ваш бизнес попрет как на дрожжах. Единственное, что я могу утверждать с достаточной долей уверенности, — вы многое переосмыслите. Все, что я делаю, — это беру тряпку и оттираю зеркало, перед которым вы стоите», — обращается к читателям Потапенко.


«Как чашка за чашкой строилась Starbucks»Архив «ММ»

3. «Как чашка за чашкой строилась Starbucks»
Книга Шульца Говарда, благодаря которому Starbucks стала кофейной империей.
Книга появилась на свет в США в 1997 году, в России была издана в 2012-м, а в этом году издательство «Альпина Паблишер» выпустила второе издание книги.

Председатель совета директоров и генеральный директор крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks (покинул все посты в июне 2018 года) Шульц Говард, придя в компанию в 1982 году, спустя 11 лет после основания, превратил ее из небольшой фирмы с пятью кофейнями в Сиэтле в интернациональный бизнес, работающий в 50 странах мира.

В своей книге автор пишет, что у Starbucks двое родителей: первый — это ее основатели, второй — это он сам, принесший в компанию видение и ценности, основанные «на соревновательном кураже и сильном желании помочь каждому члену компании прийти к победе».

В книге Шульц рассказывает о своем детстве и первых заработках (а он из очень бедной семьи и работать начал с 12 лет). История Starbucks — это не просто история роста и успеха. Это история о том, что компанию можно построить по-другому. «Это живое доказательство того, что компания может жить по велению сердца и лелеять свой дух и при этом зарабатывать деньги», — пишет автор, один из самых смелых и успешных предпринимателей современности. По-настоящему вдохновляет.


«Ритейл от первого лица»Архив «ММ»

4. «Ритейл от первого лица»
Книга российского предпринимателя Евгения Бутмана, в которой он описывает, как он строил бизнес Apple в России. Книга о том, как зарождались идеи, крепли и обрушивались авторитеты, как «закалялась сталь» и проходило обучение в «яблочных» университетах. «Яблочных», потому что в этой книге три главных персонажа: автор, его компания и знаменитый бренд Apple. И конечно же, люди, команда — как с российской стороны, так и со стороны Apple.

В настоящее время Евгений Бутман — член совета директоров компании IDEAS4RETAIL, развивающей в России по франшизе бренды Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas и CookHouse.


«ИКЕА: собери свою мечту» Сага от «ИКЕА», написанная бывшим топ-менеджером компании Андерсом Дальвигом.Архив «ММ»

5. «ИКЕА: собери свою мечту»
Сага об «ИКЕА», написанная бывшим топ-менеджером компании Андерсом Дальвигом.

Андерс Дальвиг проработал в «ИКЕА» 26 лет, причем большую часть этого времени он являлся ее главой. Топ-менеджер изнутри показывает кухню легендарной шведской компании и рассказывает о ее принципах. В 2009 году Андерс Дальвиг решил уволиться, так как почувствовал в последний год работы, что начинает терять силы и энергию, необходимые в работе.

«Цель этой книги — не рассказать историю «ИКЕА». Мне хочется на примере компании описать некоторые условия, которым должен соответствовать бизнес, стремящийся достичь как традиционных целей — прибыли и высоких продаж, так и участия в жизни общества в более широком смысле», — пишет автор.
Сейчас Андерс Дальвиг состоит в советах директоров компаний KingFisher, New Wave Group, Oriflame Cosmetics и H&M.


«Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» от Сэма УолтонаАрхив «ММ»

6. «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» от Сэма Уолтона
Сэм Уолтон — главная легенда розничной торговли XX века. Он родился в 1918 году в США. Всего за несколько десятилетий он превратил маленький магазин в центре провинциального городка в Wal-Mart — крупнейшую в мире сеть розничной торговли.

В своей книге предприниматель пишет о вдохновении, смелости, оптимизме и тяжелом труде, позволившем ему «оседлать» мечту и стать лидером мирового бизнеса. Эта книга — не просто история успеха, а своеобразный учебник по ведению торгового бизнеса, написанный настоящим профи.

Чрезвычайно скромный, но всегда уверенный в своих силах и возможностях, Сэм Уолтон делится своими наблюдениями, честно и открыто рассказывает о «правилах дорожного движения» в крупном бизнесе. Книга рассчитана прежде всего на менеджеров и предпринимателей, связанных с организацией оптовой и розничной торговли, но будет интересна и широкой аудитории.


«Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес врозничной торговле» Книга американского ретейлера Кэрол Шредер.Архив «ММ»

7. «Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле»
Книга американского ретейлера Кэрол Шредер. Американская предпринимательница рассказывает обо всем: от поиска своей ниши, выбора ассортимента и разработки реалистичного бизнес-плана до управления складом и сбытом, ведения учета и организации эффективной рекламной кампании.

Кэрол Шредер заряжает читателей своей энергией, которая позволила ей создать один из самых успешных магазинов розничной торговли в Америке. В ее изложении управление собственным магазином — это не только прибыльный бизнес, но и захватывающий творческий процесс.


«Путь торговли»Архив «ММ»

8. «Путь торговли»
Выпускник военно-морского училища Олег Макаров в начале 1990-х пошел работать в торговлю (оптовая и розничная торговля, производство, услуги), где проработал на руководящих должностях до 2009 года.
Параллельно Макаров проводил тренинги, писал статьи о продажах и маркетинге для деловых СМИ.

Книга «Путь торговли» об искусстве продаж. Свои взгляды и опыт автор изложил в виде кратких притч. Кстати, профессиональный продавец Олег Макаров сумел и свою книгу продать российскому читателю мастерски: он придумал псевдоним Тадао Ямагучи, а сам притворился переводчиком книги. С тех пор книга стала культовой.

В настоящее время он старший партнер консалтинговой группы TCG, которая внедряет программы клиентской лояльности, обучает продажам и маркетингу.


«#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования»Архив «ММ»

9. «#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования»
История Софии Аморузо — сказка о современной Золушке. Будущая основательница Nasty Gal родилась в 1984 году в США. В 2005 году двадцатилетнюю девушку с позором уволили из обувного бутика. В 22 года она открыла на eBay магазин винтажной одежды. Смысл бизнеса заключался в том, что копеечную вещь, если правильно ее преподнести, можно продать с большой наценкой. Бизнес быстро стал идти в гору. При этом у девушки не было ни образования, ни богатых родителей, ни даже возможности взять кредит.

В июне 2016 года София Аморузо вошла в список самых успешных американок, составленный Forbes, с состоянием $280 млн, а в октябре того же года предпринимательница подала в суд заявление о банкротстве своей компании. Позже предпринимательница признается, что совершила ряд стратегических ошибок.

Жаль, что книга «#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования» написана в 2014 году, до банкротства компании, а значит, в нее не вошли признания бизнесвумен о совершенных ею ошибках.

Но все равно любопытно почитать о том, как за 9 лет юная феминистка, бунтарка и отъявленная лентяйка превратилась в создателя самого быстрорастущего в Америке ретейла. Книга рассказывает, как добиться невероятного успеха, даже если ты совершенно не умеешь играть по правилам бизнес-сообщества.


«Ваш интернет-магазин от А до Я» от Тимофея ШиколенковаАрхив «ММ»

10. «Ваш интернет-магазин от А до Я» от Тимофея Шиколенкова
Тимофей Шиколенков — не профессиональный писатель и не инфобизнесмен. Он эксперт по электронной коммерции, web-технологиям, профессиональный интернет-маркетолог. Работает на рынке электронной коммерции с 1997 года, когда создал первый коммерческий сайт для своей компании.

В 2001 году он основал один из первых интернет-магазинов цифровой электроники, руководством и развитием которого занимался в течение следующих 6 лет. За это время придумал, запустил и раскрутил десятки сетевых инструментов и проектов. С 2007 года директор по маркетингу и развитию бизнеса международной группы компаний «Аудиомания».

Топ-10 фильмов о торговле, составленный MarketMedia, можно посмотреть здесь.