Самая крупная фракция в Госдуме «Единая Россия» плотно взялась за тему запрета так называемых «наливаек» — баров и рюмочных в жилых домах. В сентябре 2019 года в первом чтении были приняты поправки в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которые запрещают продажу спиртного барам, рюмочным, ресторанам и кафе в жилых домах, если площадь зала обслуживания клиентов меньше 20 м2. Регионы получат право вводить дополнительные ограничения на реализацию алкоголя в заведениях общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях — вплоть до полного запрета, если за это проголосуют жители дома на общем собрании. Тогда же было объявлено, что законопроект нуждается в доработке. Депутаты обещали обсудить инициативу на местах с избирателями. Последнюю неделю заседаний в Госдуме не было, парламентарии провели ее в избирательных округах. MarketMedia изучил, какие инициативы поступают снизу.
О том, что думают рестораторы о скандальном законопроекте, читайте здесь
Сейчас «Единая Россия» и активисты партийного проекта «Трезвая Россия» проводят сбор подписей в поддержку законопроекта (на момент сдачи материала на сайте er.ru более 41 тыс., или 97%, проголосовавших поддержали запрет «наливаек» в жилых домах), а также принимают жалобы на работу точек, в которых нарушают общественный порядок. Список адресов обещают передать в правоохранительные органы для проведения проверок. Впрочем, в пресс-службе партии не смогли уточнить общее количество жалоб и города, где нарушений больше всего. Зато в «Единой России» рапортуют об обсуждении законодательной инициативы в Ростовской, Волгоградской областях, Красноярское крае, Крыму, Башкортостане и Удмуртии.
«Самое правильное — отдать решение по данному вопросу в регионы. Есть регионы, где это нужно запретить, а в некоторых регионах выстроена культура потребления. По моему мнению, предлагаемые сейчас 20 м2 — это очень маленькая площадь. Например, по республиканскому законодательству в Удмуртии норматив составляет 50 м2, шесть столиков, 24 посадочных места — это уже можно назвать кафе», — цитирует er.ru регионального координатора партпроекта «Народный контроль» Владимира Варламова.
Свои поправки к федеральному закону готовят и в Петербурге. Как заявил председатель комитета по законодательству городского парламента Денис Четырбок, «город просто усеян распивочными, в которых можно купить алкоголь ночью в обход всех законов, санитарных норм и правил торговли». По его словам, существующие меры для борьбы с такими заведения не эффективны. После обращений в правоохранительные органы, если ночная торговля алкоголем подтвердится, чаще всего штраф выписывают продавцу, а сама точка продолжает работу. Петербургские депутаты считают, требования к площади заведений общепита нужно увеличивать как минимум вдвое. Денис Четырбок объясняет это тем, что практически любая квартира на первом этаже имеет большую площадь, если ее перевести в нежилой фонд, она может стать очередной «наливайкой». Он уверен, что торговать спиртным в жилых домах нельзя в принципе. По данным комитета территориального развития Петербурга, за 9 месяцев 2019 года на работу заведений общепита в жилых домах поступило более 300 жалоб.
Депутат Госдумы, президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев на слушаниях в Законодательном собрании СПб заявил о том, в Госдуму уже поступил десяток законопроектов от субъектов РФ со сходными инициативами. Еще 70 регионов пытались устанавливать свои местные ограничения торговли спиртным. По его словам, в порядке дискуссии уже предлагали увеличить минимальную площадь заведений до 100 м2, но в текст законопроекта это пока не вошло.
«Моя точка зрения — вообще не нужно было указывать метраж, нужно дать право регионам установить требования к площади. Каждый субъект должен сам принимать решение», — говорит Владимир Катенев. По его словам, важно соблюсти баланс интересов и не уничтожить бизнес налогоплательщиков.
«Если будет принят закон в редакции с запретом работы для заведений площадью менее 20 м2, то в Петербурге должны будут закрыться 700-800 заведений, около 4 тыс. человек потеряют работу. В целом по стране таких заведений примерно 45 тыс., в них 180-200 тыс. рабочих мест, — подсчитал директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. — Если говорить о доле продаж, то на них приходится менее 2% от всего объема продаж алкогольной продукции (без учета пива). Крупный производственный бизнес и дистрибьюторы от закрытия этого сегмента ничего не потеряют, торговые сети не сильно нарастят свои продажи. Кто проиграет? Только собственники «наливаек» и люди, которые там работают».
Опрошенные MarketMedia эксперты подтвердили, что большинство баров, кафе и ресторанов имеют значительно большую площадь. По словам Александры Камаевой, консультанта отдела стрит-ретейла компании JLL в Петербурге, в среднем площади от 70 м2 занимают небольшие бары, авторские концепции, от 150 м2 — ресторанные проекты. По данным Knight Frank, средний размер помещений, которые арендуют под бары и рестораны в Москве, — 216 м2. В компании подсчитали, что в пределах Садового кольца сегодня существует более 3 тыс. точек общепита, из которых 156 занимают площадь до 20 м2 — меньше 5% от общего количества. Из данных заведений лишь четыре представлены в формате бара и реализуют алкогольные напитки.
«Законодательные инициативы должны защищать интересы всех сторон (и бизнеса, и жителей домов) и не вести к злоупотреблениям. Действительно, рюмочные, кафе, магазины пива с возможностью употребления алкоголя непосредственно в заведении могут создавать дискомфорт для жителей домов. Но подход должен быть индивидуальным и не затрагивать добросовестных предпринимателей, так как заведения с алкогольной лицензией могут иметь совершенно различные форматы и привлекать разную, в том числе вполне интеллигентную аудиторию. К слову, не вполне понятно, почему законодатели борются только с заведениями с площадью зала обслуживания до 20 м2. Из этого следует, что более крупные форматы не могут создавать дискомфорт для жильцов?», — недоумевает директор, руководитель отдела торговых помещений CBRE в Москве Марина Малахатько. По ее прогнозам, арендаторам будет проблематично в дальнейшем найти помещение такой площади за 60-100 тыс. рублей в месяц. Для собственников помещений сложности едва ли возникнут, так как мелкую нарезку довольно легко сдать.
Поправки ко второму чтению законопроекта о запрете «наливаек» будут принимать до 23 октября. Ожидается, что закон примут до конца осенней сессии.
В первую очередь хотелось бы отметить низкий уровень юридической техники представленного законопроекта. В предлагаемых поправках зачем-то дублируется уже существующее общее требование о вскрытии упаковки продавцом, а также требуется соблюдать законодательство о тишине. Видимо, авторы предполагают, что бары не в многоквартирных домах могут его не соблюдать? Поэтому можно предположить, что во втором чтении текст законопроекта скорректируют, и выводы о характере ограничений пока преждевременны. Тем не менее пока законопроект так, как он написан, действительно исключает работу баров площадью менее 20 м² в многоквартирных домах. Более того, у проекта есть существенный дефект — он запрещает содержание подобных баров не только в самих домах, но и на прилегающих территориях, но не объясняет, каким образом нужно определять границы этих территорий. В действующем законе есть описание, что такое территории, прилегающие к образовательным, медицинским и спортивным учреждениям, и их границы утверждают местные власти, а для жилых домов подобного регулирования не предусмотрено. Если во втором чтении законопроекта это регулирование также возложат на муниципалитеты, мне трудно представить, как они с этим справятся: если школы, больницы и стадионы в городах существуют в разумном количестве, позволяющем установить индивидуальные границы, то для огромного количества многоквартирных домов это невыполнимая задача. Текущая же версия законопроекта создает коррупционноемкую неопределенность — контролирующие органы всегда смогут объявить любое место «прилегающей к жилому дому территорией» и закрыть заведение. Эта норма заблокирует деятельность не только «наливаек», но и любых маленьких баров вообще, хотя именно такие заведения часто становятся местными точками притяжения и могут предлагать интересный ассортимент за счет сочетания низкой арендной платы и высокой проходимости.Я считаю необходимым вообще исключить упоминание о «прилегающих территориях» из этого проекта.